Работа в круге.



Сегодня у нас первый урок из цикла "Философия жизни" и мы поговорим о работе в круге. Каждый из нас живет под воздействием своих приобретенных навыков и стереотипов. К сожалению, с возрастом, наступает такой момент, когда мы перестаем прислушиваться к мнению других людей, та как на большинство жизненных ситуаций у нас уже сложилось собственное мнение.
Исключение бывает только в том случае, когда нам высказывает свою точку зрения человек, который для нас является большим авторитетом, поэтому мы прислушиваемся к его мнению. Что можно сделать, чтобы не жить только в своем мирке, а стараться прислушиваться к другим людям? В этом нам поможет методика «работа в круге».
Вы наверное слышали такое понятие «мозговой штурм», «одна голова хорошо, а две лучше». Многие этим пользуются, на подсознательном уровне понимая, что это приносит свои плоды.
Итак, что такое «круглый стол?» Под «круглым столом» подразумевается механизм принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы разных социальных групп общества, а также место встречи этих социальных групп между собой (социальных коммуникаций).
• цель обсуждения – обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
• все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);
• все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения».
Правила круглого стола:
- За круглым столом нет «больших» и «маленьких», все участники равны и одинаково важны.
- Четко и кратко отвечают на вопрос ведущего.
- Стремятся прийти к единому решению, включающему в себя все нюансы и удовлетворяющему всех участников.
- Соблюдается принцип равенства используемого времени для высказывания каждого. Участники думают о том, чтобы успели высказаться все, и говорят обычно не более 2-3 минут.
- Никогда не перебивают. Говорят по очереди.
- Внимательно слушают других, пытаясь прочувствовать их как себя, стараясь оправдать их точку зрения, понять их как можно лучше.
- Ставят перед собой возвышенные и благородные цели: сформировать общее решение и общее поле участия, заботы, тепла.
- Будучи равными между собой, никогда не спорят, признавая любое мнение другого человека правильным, оправдывая и уважая собеседников.
- Стремятся преодолеть неприязнь общими усилиями, приподнимаясь над тем, что разделяет, к тому, что соединяет. Учатся уступать друг другу. Радуются таким моментам, как возможностям для совместного продвижения, роста и развития.
- Говорят «от сердца».
- Даже когда нечего или не хочется говорить, тем не менее, стараются коротко выразить свое отношение к теме обсуждения, так как понимают, что без их участия общее поле, которое они выстраивают, будет неполным.
- Со временем приобретают уникальный навык принимать любое решение только единогласно, из общей точки взаимопонимания, из центра круга.
- К концу беседы, как правило, ощущают единство, теплую сердечную связь, удовлетворение, воодушевление, радость. Чувствуют уверенность и спокойствие, как в одной большой и дружной семье. Каждый ощущает себя больше, богаче, разностороннее.
- Уходят с желанием встретиться еще и как можно скорее, и продолжить этот удивительный и захватывающий процесс.
- Расставшись, ощущают добрую связь друг с другом.



За выполнением правил осторожно и ненавязчиво следят ведущие, напоминая о тех или иных принципах в случае необходимости.
Практика показывает, что участники довольно быстро осваивают правила и начинают сами напоминать их друг другу. Ведущему важно помочь сохранить равенство во взаимодействии в круге, постепенно снижая уровень собственной внешней активности и все больше переводя ее на внутренний уровень: внутренне контролируя процесс работы и мысленно соединяя участников. О роли, задачах и навыках ведущего мы еще подробно поговорим.
Правил Круга крайне важно придерживаться, иначе не сложится нужная нам атмосфера, и не раскроется тот самый коллективный уровень разума, который так нужен нам для успеха круглого стола.
Почему работает круг? Первая причина — это количество: люди, решающие проблемы совместно, добиваются удивительных результатов. Одиночкам и правительственным чиновникам это не под силу. Мудрость толпы. Как однажды очень точно подметили мои студенты, в круге десять дураков умнее одного умника.
Вторая причина — качество взаимодействия.
Да, мы складываем разумы и чувства людей, сидящих в круге. Но это не просто сложение, это взаимодополнение. Это – не просто сумма, это сумма всех усилий приподняться над собой для соединения с другими.



Преимущества круглой методики:
Работа в круге, как уже говорилось в предыдущей главе, расширяет восприятие человека до немыслимых масштабов. Я принимаю мнения других как дополняющие мое личное, при этом стараясь «выключить» свое естественное сопротивление и соглашаясь с остальными. Так мои чувства, мое восприятие растет до пределов всего мира, как фантастически бы это ни звучало. Как здорово сказал наш коллега по Круглой методике, цель работы в круге — создать в себе такой «интегральный орган восприятия», который позволяет видеть внутри себя всю сеть мировых взаимосвязей. Ну или хотя бы для начала — внутрикорпоративных. И раз благодаря новому восприятию я получаю доступ к мировому разуму, то мне по силам любые проблемы.
Помимо того, что методика успешно справляется с поиском идей и решений, к ее явным преимуществам можно отнести развитие у участников круглых столов навыков слушания, идентификации и интеграции. Это вкратце. А если подробнее, то с помощью обсуждений, организованных по перечисленным выше правилам, участники имеют возможность:
• Научиться смотреть на вещи с разных точек зрения – так приобретается гибкость мышления, в значительной степени снижающая соперничество и конфликты между участниками.
• Раскрыть как можно больше различных точек зрения на один вопрос, не противоречащих друг другу, а дополняющих общую картину, увидеть картину более полной и объективной.
• Научиться учитывать мнение других и понимать его, уважать чужую позицию вместо того чтобы отстаивать свою правоту.
• Приобрести способность ощущать, что чувствуют другие, своевременно реагировать на эти ощущения, примерять их на себя, и таким образом развить умение распознавать чужие эмоции, повысить способность к эмпатии,
• Развить навык выражения своих мыслей перед аудиторией, научиться свободному общению.
• Не просто узнать что-то новое, получить информацию, а быстро пропустить ее через себя и «присвоить».
• Узнать самого себя из сравнения с другими, исследовать свою собственную природу – как общее, соединяющее с группой, так и отличия.
• Научиться владеть своими мыслями, поведением, управлять эмоциями – и своими и партнеров по коммуникации.
• Развить способность к объединению, создавая совместными усилиями качественно новую общность, недоступную каждому по отдельности.
• Научиться приподниматься над ситуациями, даже болезненными.
• Найти, а точнее сказать, создать единомышленников, расширить круг знакомств.
• Ускорить собственное развитие в разы.
• Получить подпитку, заряд энергии, бодрости, радости.
Ну, а теперь, пример. Собирается группа людей (человек 10) сотрудники какой-нибудь фирмы, и усаживается на стулья по кругу (можно вокруг стола, чтобы все видели друг друга). Выбирается один человек, который зачитывает вопросы, которые будут обсуждаться ( в нашем случае обсуждается ряд вопросов, которые нужно решить для успешной деятельности фирмы). Ведущий задал вопрос (например, нужно ли увеличивать штат сотрудников или пока обойдемся своими силами?). По очереди, по кругу, каждый высказывает свое мнение с указанием доводов. Все должны будут высказаться, и благодаря соблюдению правил работы в круге, оптимальное решение будет принято. Затем ведущий задает второй вопрос. И так далее. Эффективно, и очень сближает всех людей из этого круга. Поэтому такие круги необходимо проводить везде: на работе, в семье, с товарищами, и т.д.
Об этой методике можно много говорить, если кто-то хочет об этом подробнее узнать, то я информацию получил на сайте:
http://edu.vkruge.info/course/kruglaya-metodika/




А теперь анекдот:
- Никогда не надо спорить с глупым человеком.
- А я с вами и не спорю.

xxx

Пришел студент в столовую, а все столики заняты. Подсаживается к профессору, а тот говорит:
- Гусь свинье не товарищ.
Студент:
- Ну ладно, я полетел.
Профессор обиделся и решил на экзамене студента "завалить". День экзамена. Профессор дает студенту самый трудный билет, а тот отвечает на отлично и профессор задает ему дополнительный вопрос:
- Идешь ты по дороге и видишь два мешка, один с золотом, второй с умом. Какой выберешь?
Студент:
- С золотом.
Профессор:
- А я бы с умом взял.
Студент:
- Это кому чего не хватает.
Профессор рассердился и пишет в зачетке "КОЗЕЛ", студент не посмотрел и ушел. Через некоторое время возвращается и говорит:
- Профессор, вы тут расписались, а оценку не поставили.

Видео-версию этого урока можно посмотреть на моем видео-канаде на U-tube: Работа в круге.





Яндекс.Метрика