Профориентация. Как правильно выбрать профессию.



Сегодня у нас десятый урок на тему «Профориентация. Как правильно выбрать профессию».
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) профессиональное просвещение — обеспечение молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
2) профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
3) профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства. Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.
Выбор пути - вечная человеческая проблема, однако в своем профессиональном аспекте она осознана сравнительно недавно. Еще лет сто-двести назад профессиональный выбор почти однозначно определялся для человека его социальным происхождением, классовой принадлежностью. Дворянский отпрыск, даже обладавший незаурядными музыкальными способностями, и помыслить не мог о карьере музыканта, так как статус музыканта был приравнен к прислуге. Граф мог эпатировать современников, идя за плугом, но делал это ради демонстрации своей жизненной философии, а не ради куска хлеба. А вот крестьянскому сыну за плуг приходилось встать волей-неволей, ибо на иное поприще общество допускало его крайне неохотно. За редким исключением человек наследовал социальный статус и ремесло своих предков, не смея даже вообразить иной выбор.
Отголоски этой традиции существуют и поныне: многие родители видят детей продолжателями своего дела и настороженно относятся к самой возможности иного выбора. Однако выбор существует, и молодой человек, не скованный сословными ограничениями, оказывается в своем самоопределении перед широким веером возможностей.
Такая ситуация начала складываться в конце XIX в., когда в развитыx промышленный странах усилилась производственная специализация и в то же время пошатнулась сословная замкнутость. В частности, в России это проявилось в бурной активности разночинцев, «кухаркиных детей», стремившихся реализовать свои способности за пределами унаследованной социальной роли.



Современная трактовка профессиональной ориентации включает 4 ее основных аспекта: профессиональная информация снабжает человека сведениями о хозяйственных структурах и предприятиях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих профессиональный учебных заведениях; в процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения; выделяются также профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности, и профессиональная адаптация - приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности. В нашей стране первые практические шаги в области профориентации были связаны с информированием юношества о возможностях получения той или иной трудовой специальности. Эта практика, в наши дни обыденная и тривиальная, для своего времени была новаторской. С 80-х гг. XIX в. в России стали систематически выпускаться различные справочники, «Адрес-календари», «Студенческие альманахи», указывавшие место расположения учебных заведений, правила приема, программы, профиль специальностей. В 1905 г. впервые вышел специальный справочник для женщин, желавших получить высшее образование. Но помимо самых общих сведений, ориентирующих в сложившейся системе профессиональных учебных заведений, важно было дать молодежи представление и о самих профессиях, которые можно в этих заведениях приобрести, о содержании профессионального труда. Первое собственно профориентационное учреждение - служба по «приисканию» работы — появилось в России в 1897 г. В то же время за рубежом — в Великобритании, Германии, США и других странах — при биржах труда, промышленных предприятиях стали создаваться бюро по профессиональному отбору рабочих, самостоятельные службы профессиональной ориентации молодежи, развивалась практика разовых консультационных услуг.
Наиболее распространенная методика профориентации в России — это ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) Климова. По Климову, все профессии делятся на пять типов: Человек-природа, Человек-человек, Человек-художественный образ, Человек-техника, Человек-знак. На основе теста профессиональный психолог определяет склонность человека к тому или иному типу профессии. Тест состоит лишь из двадцати пар предложений, из каждой нужно выбрать то, которое считаешь наиболее подходящим тебе. Первые (а часто и единственные) профориентационные тесты, как правило, по методике Климова, мы проходим в школе. Редко кому они серьезно помогают в жизни. Почему? Представим классный коллектив, человек 20-25, подростки 14-15 лет. Чего они хотят в этом возрасте? Правильно, в первую очередь общения и понимания — чем больше, тем лучше.
Соответственно, самой желанной для них будет профессия типа Человек-Человек, и школьники подсознательно будут выбирать те результаты, которые соответствуют профессиям этого типа. Мало кто в этом возрасте способен сделать сознательный выбор в пользу таких «непопулярных» вариантов, как бухгалтер или швея. Да и чего уж там, тысяча человек на потоке в центре профориентации – не лучшее сопровождение для выбора жизненного пути. Замученный психолог из соццентра, который, слушая школьника, думает, где взять денег на учебники детям, вряд ли станет тратить двое суток на подробную расшифровку интервью и результатов теста. А потом ещё полтора часа на то, чтобы убедить школьника (и особенно его родителей) в том, что его призвание – стать профессиональным музыкантом и развиваться в этой области. Немалую роль в шаблонной профориентации играет… социальный заказ на момент первичной профориентации. Тесты по профориентации при биржах труда уже не беспристрастны — они напрявляют безработных туда, куда «страна зовёт», а не по пути призвания и миссии.
А теперь перейдем к практическим советам, как правильно выбрать профессию. Выбор карьерного пути может стать сложным испытанием, но движение в определенном профессиональном направлении поможет вам найти работу. От вас потребуется трудолюбие, планирование и самоанализ, и в таком случае вы сможете проложить путь к плодотворной, любимой профессии, которая поможет обеспечить вас и вашу семью.
Предлагается методика из четырех рекомендаций.

Первая рекомендация. Учитывайте свои интересы.
Представьте работу своей мечты. Существует старая поговорка: «Если вы пытаетесь выбрать профессию, нужно подумать о том, что бы вы делали, если бы вам не нужно было работать. Ваш ответ на поставленный вопрос не обязательно укажет вам на самый подходящий выбор профессии, но он натолкнет вас на то, что вам нужно сделать.
Если вы хотите стать известным музыкальным деятелем, подумайте о профессии звукооператора или композитора.
Если вы хотите быть актером, обдумайте возможности работы в СМИ. Можно получить степень в сфере коммуникационных технологий, или взобраться по карьерной лестнице в телевизионной студии. Если вы хотите путешествовать по всему миру, можно овладеть профессией стюарда/стюардессы.
Учитывайте собственные увлечения. Можно без проблем превратить свое хобби в будущую профессию. Многие увлечения соотносятся с потребностями и должностями в реальном мире. Подумайте, что вам нравится, и как можно превратить это увлечение в профессию.
К примеру, если вам нравится играть в компьютерные игры, вы можете стать дизайнером компьютерных игр, программистом или специалистом по обеспечению качества. Если вам нравится рисование или искусство, можно освоить профессию графического дизайнера.
Если вы любите заниматься спортом, обдумайте возможность тренерского образования и получения соответствующего сертификата подтверждения квалификации. Проанализируйте те предметы, которые вам нравились в школе.
Академические занятия легко прекращаются в работу всей жизни, но вам придется учиться еще больше. Любимый предмет в старшей школе может стать вашей профессией в будущем, но у вас должно быть желание работать на результат. К примеру, если вы увлекались химией, в будущем вы можете стать лаборантом или фармацевтом, а если вам нравились уроки английского, обдумайте возможность стать редактором или копирайтером. Если вы увлекались математикой, можно стать специалистом по страховой математике или бухгалтером.



Вторая рекомендация. Проанализируйте свои умения.
Подумайте, в каких сферах деятельности вы преуспевали в школе.
Какие предметы давались вам легко? Конечно, такая идея может вам не понравиться, но выбор карьеры на основе умений поможет вам преуспеть и обеспечить себе уверенность в завтрашнем дне. Подумайте, что вам легко дается. Если вы особенно хороши в определенном занятии, например, починке или мастерстве, вы можете обеспечить себе прекрасную карьеру. Образование может и не пригодиться, но искусная работа всегда пользуется спросом, и вам будет относительно несложно найти работу. К примеру, такие сферы, как плотничество, ремонт машин, конструирование или электромонтаж нуждаются в людях, которые умеют мастерить и работать руками. Другие навыки, например, умение готовить, также можно легко превратить в профессию.
Проанализируйте свои навыки межличностного общения. Если ваши умения в основном состоят в помощи людям и общению с ними, для вас также есть профессии. Люди, которые взаимодействуют и активно общаются, могут освоить профессию социального работника, маркетолога и подобные должности. Если вам нравится заботиться о других, можно стать медсестрой, помощником руководителя или офис-менеджером.
Если вы не уверены в своих достижениях, спросите об этом у окружающих! Иногда нам трудно увидеть те сферы жизни, в которых мы преуспеваем. Если вы не уверены, что в чем-то преуспеваете, спросите об этом у своих родителей, других членов семьи, друзей и учителей. Их ответы могут удивить вас!

Третья рекомендация. Проанализируйте свое теперешнее положение.
Проанализируйте свои способности. Для того, чтобы определиться с выбором всей жизни, нужно для начала понять себя. Если вы хотите быть счастливым, занимаясь любимым делом, вам нужно очень хорошо осознавать свои желания и увлечения. Намного важнее как можно раньше определиться с жизненными планами, чем погрязнуть в профессии, которую вы будете ненавидеть всю оставшуюся жизнь.
Проанализируйте свое финансовое положение. Скорее всего, овладение или перемена профессии может зависеть от финансовой ситуации. Некоторые профессии требуют специального образования, и иногда это стоит дорого. Но при этом, не стоит думать, что недостаток денег может стать преградой для получения желаемого образования. Существует огромное количество государственных программ помощи по оплате обучения. Также есть возможность получения стипендий, грантов и профессионального обучения.
Подумайте, какое образование требуется для желаемой профессии. Необходимо понять, какое образование у вас уже есть, и какое поможет вам овладеть профессией. Если вопрос денег является преградой на пути к получению образования, нужно подумать, чем вы обладаете на данном этапе. Также необходимо убедиться в наличии полного среднего или технического образования, если время на самоанализ ограничено. Если вы обнаружите, что вашего образование недостаточно для желаемой профессии, поговорите с консультантом по вопросам карьеры, чтобы выяснить, какие профессиональные возможности вам доступны.
Обдумайте возможность возвращения на школьную скамью. Если у вас нет ограничения на получение школьного образования, можно взять эту информацию на заметку. Не каждому нужны отличные отметки или традиционное образование в колледже, но большинство профессий требуют дополнительной подготовки, которая поможет вам подняться по карьерной лестнице. К примеру, технические высшие учебные заведения являются прекрасным выбором для тех, кто предпочитает нетрадиционное образование.
Исследуйте другие источники информации. Если вы все еще не определились с выбором профессии, изучите больше информации по данному вопросу в интернете или поговорите с консультантом по вопросам карьеры.

Четвертая рекомендация. Планируйте свое будущее.
Подумайте, какими профессиями вы можете овладеть с легкостью. Какие перемены в карьере доступны вам? К примеру, вы можете работать на ту же компанию, что и ваши родители, заниматься семейным бизнесом или работать на друга. Если ваши возможности ограничены, выберите профессию, которую легко освоить. Так будет лучше для вас.
Проанализируйте вашу будущую финансовую стабильность. Один из самых главных аспектов выбора профессионального пути – обеспечение достойного уровня финансовой стабильности. Другими словами, вам нужно будет зарабатывать достаточно денег, чтобы обеспечить себя и свою семью.
Проанализируйте, насколько стабильной является ваша будущая профессия. Рынок труда достаточно неустойчив, поскольку у нашего общества потребности меняются в разные периоды времени. Определенные профессии всегда пользуются спросом или, наоборот, являются достаточно нестабильными. Вам придется выяснить, насколько выбранная вами профессия обеспечивает ваше стабильное будущее и ваши потребности.
Просмотрите классификатор профессий. Один из способов разобраться в будущей профессии – это просмотр классификатора профессий. Это руководство было составлено Международной организацией труда. В нем указывается вид образования для конкретной профессии, уровень зарплат представителей этих профессий, и шансы увеличения или уменьшение спроса на конкретную квалификацию.
И, наконец, советы: Если вам не нравится ваша профессия, смените ее! Иногда для этого нужно работать очень много, особенно если вы уже немолоды, но такая возможность есть у каждого.
Люди редко знают наверняка, какую профессию выбрать. Большинству из нас требуются годы, чтобы найти свой путь в жизни. Не думайте, что вы отстали от жизни!
Еще не конец света, если вы выбрали профессию, которая отличается от ваших детских мечтаний. Если у вас есть работа, которая не довлеет на вас, и обеспечивает будущее вас и вашей семьи, вы удивитесь, какими счастливыми вы можете быть в плане вашей жизни и карьеры.




А теперь анекдот:
Преподаватель студентам перед сессией: "Я могу поставить всем вам зачеты автоматом, хотите? Только если вы пообещаете, что никто из вас не будет работать по профессии."

ххх

Дон Хуан:
-если заберёшься на эту гору и на закате в последний момент солнце выглянет из-под туч, значит, ты Воин.
Карлос:
-А если нет?
-тогда ... по крайней мере станешь альпинистом.

Видео-версию этого урока можно посмотреть на моем видео-канаде на U-tube: Профориентация. Как правильно выбрать профессию.





Яндекс.Метрика