Марка «50-лет со дня основания народного хора имени М.Е.Пятницкого».



Сегодня у нас девятый урок и мы изучим почтовую марку «К 50-летию со дня основания народного хора имени М.Е.Пятницкого». Вот эта марка. Всю информацию я взял из каталога почтовых марок России1857-1995 годов под редакцией Певзнера. Грамотно все систематизировано, и, хотя существует много других каталогов, мне он показался удобным и мне достаточно той информации, которая в нем есть. Итак, перейдем к нашей марке. На фото марка из моей коллекции. Марка «К 50-летию со дня основания народного хора имени М.Е.Пятницкого» была выпущена в апреле 1961 года. Номер марки по каталогу – 2730. Марку нарисовал художник Е. Комаров. На марке изображена группа артистов народного хора имени Пятницкого. Тираж – 3,0 млн. шт. Почтовая стоимость марки – 4 копейки. Глубокая печать многоцветная. Гребенчатая зубцовка. Марка посвящена 50-летнему юбилею народного хора имени Пятницкого.
Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого — российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку. Его по праву называют творческой лабораторией фольклористики. Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864—1927), знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских песен. Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Более 400 песен, записанных на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Митрофана Пятницкого. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в её подлинном виде, так, как она звучала веками. Мало кто, даже из его почитателей, знает истинную биографию его создателя, Митрофана Ефимовича Пятницкого. При советской власти о многих эпизодах его жизни просто умалчивалось, их нельзя было найти ни в энциклопедиях, ни даже в специальных изданиях. Митрофан Пятницкий появился на свет в 1864 году, в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье дьячка Ефима Петровича Пятницкого. Жили бедно. Мать разводила гусей и кур, сестры помогали ей по хозяйству. Братьям же была предназначена одна дорога – в семинарию. Отец Митрофана был одним из лучших певчих в церкви, и мальчик больше всего на свете любил слушать духовные песнопения.
После приходской школы Митрофан попал в духовное училище при воронежской семинарии. Кончилось его обучение и вовсе печально. Митрофан Пятницкий тайком купил на рынке сборник народных песен и разучивал их вечерами. На него донесли. Смотритель училища, отец Иоанн, изъяв сборник, изучил его и прогневался на нерадивого ученика. Когда Митрофану пришла пора уезжать домой на каникулы, отец Иоанн вручил ему письмо, адресованное его отцу, Ефиму Петровичу, в котором советовал тому, как следует выпороть сына. Сообщив Митрофану содержание письма, отец Иоанн потребовал, чтобы тот осенью привез ответ от отца. Для ребенка это было настоящим шоком — его прежде никогда не пороли! Мальчик боялся отдать письмо отцу, но еще больше боялся вернуться осенью в училище без ответа. Постоянное чувство тревоги привело к тому, что в лето 1876 года у двенадцатилетнего Митрофана случился нервный срыв, сопровождавшийся припадком и лихорадкой, которую в те времена называли «мозговой горячкой». Когда мальчик поправился, он все-таки показал отцу письмо и в слезах умолял не отправлять его снова в семинарию. Отец пожалел сына и разрешил остаться дома. Митрофан помогал матери по хозяйству, пас гусей. Когда его душевное состояние снова пришло в равновесие, он понемногу, осторожно принялся нащупывать свою собственную тропку в жизни. Выучился на слесаря, ушел на заработки в город, потом устроился писарем в контрольной палате в Воронеже, а затем, изучив бухгалтерское дело, поступил экономом… в то же духовное училище, куда он когда-то так боялся вернуться! Теперь Митрофан даже подружился со своим гонителем отцом Иоанном, вечерами они вместе пили чай и беседовали. Правда, отец Иоанн все так же осуждал увлечение Митрофана народными песнями, но Пятницкий по-прежнему собирал их сборники, да и сам записывал малоизвестные песни. Как-то раз, услышав итальянскую оперу – выступление певцов из какой-то плохонькой труппы, гастролировавшей по ярмаркам малых городов России, – Митрофан возмечтал петь сам — «как итальянцы»! Отец Иоанн долго отговаривал его, рекомендуя удовлетвориться в жизни тем надежным и хлебным местом, которое у молодого человека уже было. Но когда понял, что Митрофан буквально одержим идеей оперной карьеры, помог ему найти учителя пения, недорогого, но с хорошей репутацией, выручил и деньгами.
Митрофан начал учиться, ставил голос. И преуспел в учебе настолько, что весной 1896 года его прослушали в консерватории и согласились принять на учебу, но с условием, что Пятницкий должен был поступить на должность эконома в новом корпусе консерватории, причем на весьма невыгодных условиях проживания и оплаты. Но Митрофан был готов на все, лишь бы стать певцом. Занятия должны были начаться осенью, осенью же он должен был приступить к работе. А пока Митрофан, окрыленный мечтами о будущем, приехал на лето в Воронеж. Там его настигла роковая любовь, из-за которой Пятницкий остался, потрясенный до глубины души, на грани безумия. И очень скоро он переступил эту грань. Вместо того чтобы ехать в Москву поступать в консерваторию, Пятницкий вернулся в родную деревню и несколько месяцев прятался от людей в сарае, не желая никого видеть и ни с кем разговаривать. В конце концов, его вывели насильно – когда он уже окончательно ослабел от голода. В смирительной рубашке доставили в Воронеж, в лечебницу для душевнобольных. И опять на помощь Митрофану пришел отец Иоанн: через своих знакомых нашел для Пятницкого место в самой лучшей московской лечебнице для душевнобольных, выстроенной Морозовыми. Лечение помогло, и года через два с половиной Пятницкий снова смог общаться с людьми, хотя до конца своей жизни оставался патологически застенчивым человеком. Он действительно боялся общаться и пересиливал себя.



Казалось бы, теперь Митрофану Пятницкому не до пения. Но нет — он так и не расстался с идеей стать профессиональным певцом. В консерваторию его уже не принимали, поэтому приходилось брать дорогие частные уроки. Разорился Пятницкий и на граммофон, покупал пластинки с ариями из итальянской оперы, внимательно слушал и старался подражать певцам. Иногда Митрофан Ефимович выступал на бесплатных благотворительных концертах. А как-то, набравшись смелости, добился аудиенции у самого Федора Шаляпина. Тот прослушал Пятницкого и устроил ему бенефис на вечере у своего приятеля-меломана. Увы, и тут несчастного Пятницкого постигла неудача! Он настолько застеснялся выступать перед многочисленными знатоками и ценителями музыки, что потерял голос, а потом его настиг нервный припадок, свидетельствовавший о новом обострении. Шаляпин, горячо ему сочувствовавший, часто навещал неудавшегося певца в больнице. Они вместе гуляли по парку, беседовали, и Федор Иванович все больше проникался сочувствием к этому невезучему любителю музыки. Именно Шаляпин дал Митрофану Ефимовичу самый важный совет в его жизни: оставить вокал и заняться лучше тем, к чему наиболее лежит его душа, – собиранием русских песен. В конце концов, это можно делать и профессионально! И Федор Иванович Шаляпин привел Пятницкого на заседание музыкально-этнографической комиссии при университетском Обществе естествознания, антропологии и этнографии. Очень скоро Пятницкий здесь освоился, а с 1903 года и вовсе стал действительным членом комиссии.
Начался его творческий путь — Митрофан Ефимович ездил по деревням, собирал песни. В 1904 году он издал за свой счет тоненькую книжечку «12 песен Воронежской губернии Бобровского уезда». Эта книжка принесла ему известность. Пятницкого все чаще приглашали не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору. Вскоре он уже смог купить себе фонограф, чтобы записывать народные песни. Его вторая книга – «Жемчужины старинной песни Великой Руси» — пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Записывал он и себя самого, и мы можем сейчас слышать голос Пятницкого — у него был приятный мягкий баритон.
В 1910 году Пятницкий встретил свою «музу» — семидесятилетнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Аринушка выступала с двумя своими дочерьми и внучкой Матреной. Эта внучка, молоденькая солдатка, стала второй и последней любовью Митрофана Пятницкого. Правда, Матрена не ответила взаимностью на его чувства, но и не обидела его так сильно, как когда-то Валентина, поэтому любовь к ней не стала трагедией для впечатлительного фольклориста, а явилась светлым и вдохновляющим чувством. Постепенно набрались и другие певцы. Первый концерт (2 марта 1911 г.) состоялся на малой сцене Благородного собрания г. Москвы. Этот концерт высоко оценили С. Рахманинов, Ф.Шаляпин, И. Бунин.
Первоначально концерты были чисто этнографическими. Газета «Московский листок» так описывала один из концертов: «Крестьяне-певцы выступают в подлинных костюмах своих губерний и при соответствующих декорациях. Так, первое отделение изображает «Вечер за околицей», второе отделение называется «Праздничный день после обедни» и состоит сплошь из духовных стихов... Третье отделение представляет собой свадебный обряд в избе Воронежской губернии, песни величальные и обрядовые». Интересно, что сам Митрофан Ефимович утверждал, что концерты проводятся без предварительных спевок. На вопрос корреспондента, репетирует ли Пятницкий с крестьянами, он ответил: «Ничего подобного. В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют ее «как умеют». Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поете».
Первые афиши в 1911 году звучали так: В четверг 17-го и пятницу 18-го в час дня имеет быть концерт крестьян-великороссов, специально выписанных из Воронежской, Рязанской и др. губерний. В программе: 1) Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов — гуслей, жалеек, лиры. 2) Былины и исторические песни. 3) Причитания плакальщиц.
Песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Почти каждый концерт хора Пятницкого сопровождался хвалебным отзывом в прессе. Хористы Пятницкого называли себя «певческой артелью»: съехались из своих деревень, спели несколько раз для столичной публики, получили гонорар и разъехались. Но при этом конкурентов у хора было немало, а среди них настоящие профессионалы, такие как «Лапотная капелла», «Матрешки» или хор Агренева, выступавший в роскошных боярских костюмах. Пели они преимущественно в ресторанах, а Пятницкий ресторанами брезговал, хотя именно выступления в ресторанах, перед жующими купцами, уже в те времена приносили самую ощутимую выгоду. Он мечтал о высоком искусстве.
В 1914 году хор пережил катастрофу — умерла Аринушка Колобаева. Не успели оплакать смерть солистки, началась война. Многих хористов забрали в действующую армию. Однако Пятницкий не сдавался. Он старался «перетягивать» уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. И до начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, а затем они возвращались в свои деревни. Лишь через 10 лет Митрофан Пятницкий перевез участников хора на жительство в столицу, и они стали выступать в постоянном составе. По указу В.И. Ленина в начале 20-х годов все участники крестьянского хора были перевезены в г. Москву с предоставлением места работы.
В начале тридцатых годов, по решению властей, музей народной песни, на протяжении многих лет любовно формировавшийся Митрофаном Ефимовичем, ликвидировали. Начались выступления в печати, обвиняющие хор в классовой несознательности.
Но хору снова повезло — одно из его выступлений услышал Сталин. Тиран прослезился от умиления и восторга – и коллектив не только уцелел, но стал с тех пор любимцем партийной элиты. Теперь ни один торжественный концерт не обходился без выступления хора имени Пятницкого. После смерти М.Е. Пятницкого, хором руководит филолог – фольклорист П.М.Казьмин - народный артист РСФСР, Лауреат Государственных премий.



В 1931 году в качестве музыкального руководителя в коллектив приглашен в дальнейшем народный артист СССР, Лауреат Государственных премий композитор В.Г. Захаров. С его приходом, хор впервые запел его авторские песни, в которых находила отражение переживаемая тогда эпоха — коллективизация, индустриализация. Среди них были и песни «Ой, туманы мои», «Песня о России», «И кто его знает», «Русская красавица», «Вдоль деревни».
В 1938 году были созданы две новые профессиональные группы — танцевальная и оркестровая. Плясуны, как и певцы, тоже отбирались «из народа» — не по наличию специальной хореографической подготовки, а по наличию одарённости. Основателем и руководителем танцевальной группы ансамбля на протяжении 60 лет была народная артистка СССР, Лауреат Государственных премий Татьяна Алексеевна Устинова, балетмейстер, талантливый постановщик и репетитор, создатель более 200 танцевальных произведений. Оркестр под руководством народного артиста РСФСР Василия Васильевича Хватова очень скоро стал неповторимым ансамблем всех бытовавших в народе музыкальных инструментов.
В годы войны хор им. Пятницкого ведет большую концертную деятельность в составе фронтовых концертных бригад. Песня «Ой, туманы , мои» стала своего рода гимном всего партизанского движения. В годы восстановительного периода коллектив активно гастролирует по стране и является одним из первых, кому доверено представлять Россию за рубежом.
Начиная с 1956 года хором руководил Мариан Коваль, советский композитор, народный артист РСФСР. С 1961 года хором руководит народный артист СССР, Лауреат Государственных премий известный композитор Валентин Сергеевич Левашов, чьи песни стали основой репертуара коллектива. В 1985 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. Репертуар пополнился новым жанром вокально-хореографической композиции. Это были в первую очередь масштабные, эпические полотна народной жизни в синтезе слова, музыки и танца, представляющие целые культурно-этнографические срезы: брянские игрища, калужские переборы, курская пляска с частушками.. В 1961 году хор им. Пятницкого награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В 1968 году хору им. Пятницкого присвоено звание «Академический». В 1986 году хор им. Пятницкого награжден Орденом Дружбы Народов.
С 1989 года коллектив возглавляет народная артистка РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор А.А. Пермякова. В 2001 году коллективу заложена именная звезда на «Аллее звезд» в г. Москве. В 2007 году хор им. Пятницкого награжден медалью Правительства РФ «Патриот России». В 2008 году хор им. Пятницкого становится лауреатом премии «Национальное достояние страны».
Переосмысление творческого наследия хора имени Пятницкого позволило сделать его сценическое искусство современным, актуальным для зрителей 21 века. Такие концертные программы как «Я горжусь тобой страна», «Россия – Родина моя», «Матушка Россия», «…Русь непокоренная, праведная Русь…» - соответствуют высоким критериям духовности и нравственности русского народа и пользуются огромной популярностью у зрителей и в значительной степени способствуют воспитанию россиян в духе любви к своему отечеству.
О хоре имени М.Е.Пятницкого созданы художественные и документальные фильмы, такие как «Певучая Россия», «Русская фантазия», «Вся жизнь в танце», «Ты, Россия моя». О хоре имени М.Е.Пятницкого изданы книги «Государственный русский народный хор им.Пятницкого», «Воспоминания о В.Г.Захарове», «Русские народные танцы»; издано огромное количество музыкальных сборников «Из репертуара хора имени М.Е.Пятницкого», газетно-журнальных публикаций, выпущено множество пластинок, дисков.
Присвоение Гранта Президента Российской Федерации позволило коллективу сохранить все лучшее, созданное предшественниками, обеспечить преемственность и омолодить коллектив, привлечь лучшие молодые исполнительские силы России. Сейчас средний возраст артистов – 19 лет. Среди них - 48 лауреатов региональных, всероссийских и международных конкурсов молодых исполнителей.
Хор им. М.Е.Пятницкого является непременным участником всех праздничных мероприятий и концертов Государственного значения. Хор имени М.Е. Пятницкого удостоен чести представлять нашу страну на самом высоком уровне за рубежом в рамках встреч глав Государств, Дней культуры России.
В настоящее время хор имени Пятницкого сохранил свое неповторимое творческое лицо, оставаясь научным центром профессионального народного искусства, а современное выступление хора – это высокое достижение и эталон гармоничности сценического народного искусства.




Ну и напоследок, анекдот.
Даже байка, которая может претендовать на достоверность.

Еще до первого полета человека в космос спецы с Байконура запускали на спутниках магнитофонные записи человеческой речи - для проверки голосовой связи между Землей и кораблем. В связи с этим на Западе поднялся шум: дескать, русские отправляли на орбиту пилотов-смертников, чьи голоса перехватывали радиоразведки США, Франции и Великобритании. После этого советские ракетостроители запустили кассету с записью хора Пятницкого...


Видео-версию этого урока можно посмотреть на моем видео-канаде на U-tube: Марка «50-лет со дня основания народного хора имени М.Е.Пятницкого».





Яндекс.Метрика