История одного цента США.



Сегодня у нас десятый урок и поговорим об истории монеты один цент США. Итак, приступим.
Один цент США — монеты США номиналом в 1 цент, чеканящиеся с 1793 года по сегодняшний день. Цент - это мелкая монета в США, равная одной сотой денежной единицы - доллара. Имеет множество разновидностей.
После обретения независимости 4 июля 1776 года Соединенными Штатами Америки, чеканка монет в стране была начата в 1793 году. Первыми монетами независимой страны были монеты достоинством в пол-дайма (5 центов). В 1793 году Президент США Джордж Вашингтон с целью укрепления позиции США, как независимой державы, озадачился вопросом твердой и солидной монетной системы и пожертвовал своим семейным столовым серебром, стоимостью в 75 долларов, из которого и были отчеканены первые монеты номиналом в пол дайма. Эти монеты, называемые также "березовыми центами" или "центами серебряного центра" были первыми монетами США.



Однако первыми монетами регулярного обращения, выпущенными Федеральным правительством, были одноцентовые монеты, которые называли «центы цепи». Их выпустили 36 103 штуки за 12 первых дней марта 1793 года. Над дизайном монет работал производитель часов Генри Войт, и хотя не имел необходимого опыта, однако он понимал принцип монетного дизайна. Согласно этого принципа реверс должен быть простым с большой свободной областью, для чего Войт выбрал изображение цепи, которая символизирует связь союзников, а на аверсе же он поместил портрет Свободы. Однако многие понимали изображение цепи на монете, как символ рабства, кроме того, из-за некачественной чеканки, на некоторых монетах рисунок реверса накладывался на аверс, в результате чего появилось понятие "Свобода в цепях". Также критику вызывал и портрет Свободы - взъерошенная прическа не соотносилась с аккуратно уложенными волосами американских женщин того времени. Также критики отмечали, что взгляд Свободы наполнен безумием и дикостью.



В результате всех этих критических отзывов было поручено Адаму Экфелдту поменять дизайн монет, он и создал следующий цент - Цент Венка. Так как металл, из еоторого изготавливали цент цепи был низкокачественным, то монеты получались неодинаковыми и надпись по окружности помещалась не на все монеты. Самая известная нестандартная монета имеет сокращение слова "AMERICA" до "AMERI". Это редкие и очень дорогие экземпляры. Всего же до наших дней дошло около 2000 Центов Цепи, из них около десяти имеют состояние AU, и около 35 - XF. Несмотря на то, что proof изобрели только через десять лет, существует экземпляр цента цепи, которой условно можно отнести к этой категории. По деталировке монеты можно сделать вывод, что по заготовке было нанесено несколько ударов. Она принадлежала самой прославленной группе медных коллекционеров, переходя из поколение в поколение. Родословная экземпляра началась с основателя американского коллекционирования Джозефа Микли. В разное время монета также принадлежала Сильвестру Кросби, доктору Холу, Верджилу Брэнду (пивному магнату), Генри Клей Хайнзу, доктор Шелдону и Р.Е. Нафтзгеру.
Сейчас рынок наводнен подделками монеты цента цепи, так как монета считается самой ценной для всех коллекционеров США, настоящая нумизматическая редкость. Зачастую определить фальшивую монету может только эксперт.
Цент венка (1793 г.). В 1793 году юный Монетный двор Филадельфии был подвержен насмешкам относительно качества выпускаемых монет, особенно остро персонал монетного двора почувствовал возможный отказ от дальнейшего сотрудничества с государством после вынесения данного вопросы в залы конгресса. В Филадельфии сложилась тяжелая ситуация: рабочий день был очень длинным и выматывающим, кроме того в конце лета жителей города выкашивала желтая лихорадка и в таких условиях . условиях директором монетного двора Дэвидом Риттенхаусом было принято решение об изменении дизайна центовой монеты. Он приказывает граверу Адаму Экфелдту убрать цепь из облика монеты. Хотя развевающие волосы Свободе были оставлены, но выглядела она теперь еще более дико, чем на центах цепи. Новый реверс изображал изящный венок из удлиненных листьев, напоминая лавр, древний символ победы. Внизу реверса стояла дробь 1/100 - напоминание американцам о том, что новая денежная система - десятичная. Другое напоминание появилось на гуртах некоторых вариантов, это была надпись "СТО ЗА Доллар", сопровождаемая одним или двумя листьями. Третий тип гурта - чередующиеся ветви и вертикальные полосы, а также известно 11 разнообразных вариантов монет с комбинациями элементов всех трех гуртов!
Всего было отчеканено 63353 цента венка. До наших дней дошло около 7% от всего выпуска, подавляющее большинство монет - в очень плохом состоянии. Около 40 штук из них можно оценить как XF.



Цент Свободы в колпаке (1793-1796 гг.). Летом 1793 года Риттенхаус наказал портретисту Джозефу Райту, действующему граверу монетного двора, задачу разработать аверс для нового цента. Было важно, чтобы граждане растущей страны приняли новую монету, поэтому поиск дизайна одноцентовой монеты продолжался. Райт умер от желтой лихорадки в сентябре, но ему удалось закончить дизайн цента Свободы в колпаке. Большой цент Свободы в колпаке - классическая медная монета ранней американской чеканки. За основу аверса была взята французская медаль 1783 года. Голова в отличии от медали была повернута направо, а головной убор Свободы заменен фригийским колпаком, которую носили освобожденные рабы. Это должно было символизировать их свободу. Венок реверса новой монеты был более редким и имел всего несколько ягод. Гурты этих монет также имели надпись: "СТО ЗА Доллар".
Никакие другие американские монеты не привлекали столько исследователей, как центы Свободы в колпаке. Многие нумизматы ограничиваются собиранием одноцентовых монет 1794 года по разновидностям. Нумизматы выделяют четыре разновидности в 1793 году, 56 коллекционируемых плюс несколько неколлекционируемых в 1794 году, 8 вариантов центов 1795 года. Из-за подорожавшей меди, монетный двор был вынужден изменить количество зерен на реверсе с 208 до 168 штук, что позволило снизить вес монеты с 13,48 граммов до 10,89 граммов. Общий тираж данной монеты составил более полутора миллиона экземпляров, большинство из них в очень хорошем состоянии. Самые редкие монеты - 1793 года, самые доступные - 1795 и 1796 годов.



Цент с драпированным бюстом (1796-1807 гг.). В конце XVIII столетия монета в один цент становится очень важна для экономики США., и хотя эти монеты были очень удобны для мелких сделок в отличии от иностранных монет, их производство затруднялось сложностью найти качественную медь для монет - монеты быстро изнашивались, отсталостью оборудования, низкой квалификацией персонала, нехваткой фондов и частыми эпидемиями желтой лихорадки. Все это увеличивало себестоимость чеканки и конгресс несколько раз рассматривал вопрос передачи права выпуска монет частным компаниям. Дизайн новой монеты - цента с драпированным бюстом - был разработан художником Гильбертом Стюартом. На монете изображена Свобода с ниспадающими волосами, лентой позади ее головы и драпировки в ее вырезе. Над бюстом размещена надпись СВОБОДА, под ним - дата. На реверсе указан номинал ОДИН ЦЕНТ, окруженный открытым венком двух оливковых ветвей, надпись по окружности СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. Есть три варианта реверса; каждый различается листьями и ягодами на венке. Их обозначают "Тип 1794," "Тип 1795" и "Тип 1797." Все три типа использовались на реверсе центов 1796 года, последние два типа на центах 1797 года. Последний реверс оставался постоянным до 1807 года. Так как надписи набивались вручную, возникало множество ошибок. Среди них были и грубые, такие как ошибка "LIHERTY", или "T" вместо "Y" в 1802 году.
Всего было выпущено более 16 миллионов этих монет. Несмотря на это есть и редкие экземпляры - например монеты 1799 года выпуска. По легенде они затонули на корабле, направлявшемся в Африку. Центы с драпированным бюстом имеют некоторые из специфических особенностей и проблем ранних монет. Часто можно увидеть подрезанные заготовки и неровное нанесение удара, и наименование ОДИН ЦЕНТ видно очень слабо, даже на не бывших в обращении экземплярах.



Цент с классической головой (1808-1814 гг.). Цент, выпускаемый с 1808 года, несмотря на свою простоту, считается классической американской монетой. Для разработки дизайна новых монет в 1807 году был нанят молодой талантливый немецкий гравер Джон Рейх, который стал помощником известного пожилого шотландского гравера двора Роберта Скота. Рейх обновил дизайн всех американских монет. В частности изменения в одноцентовой монете коснулись положения бюста Свободы - теперь он смотрит налево, на голове больше нет головного убора, только лента, с надписью "Свобода". Также на монете расположены тринадцать звезд. Интересно, что моделью для бюста Свободы стала любовница гравёра. С лентой на голове Свободы связан очередной монетный конфуз - лента подобного типа ассоциируется с Древней Грецией, однако в те времена такую ленту носили только молодые атлеты мужского пола - это было их наградой за победу в соревнованиях. Тираж монеты менялся от года к году - от полутора миллионов до сотен тысяч, что было связано с отсутствием заготовок. В это время в штатах наблюдался значительный дефицит одноцентовых монет. Суммарный тираж этой монеты составил чуть более 4,5 миллионов, самым редким из которых является цент 1809 года выпуска.



Цент головы Свободы в диадеме (Цент медсестры) (1816-1839 гг.). В 1815 году закончились заготовки монет, поставляемые Англией, ввиду перебоев поставок из-за войны англичан с Наполеоном. Это дало повод к очередному изменению дизайна одноцентовой монеты. Новый вид монеты разработан тем самым старым шотландцем Робертом Скотом. Чеканить его монету начали в 1816 году, и хотя она также не была лишена критики, но Свободу больше не называли мальчиком-атлетом, вместо ленты на ее голове красовалась диадема, и теперь многие коллекционеры называют монеты этого дизайна "головой медсестры". За весь период чеканки монет этого типа было выпущено боле 50 миллионов экземпляров. Одной из разновидностью является цент 1817 года с 15 звездами вместо 13. По одной из версий это было попыткой исправить несимметричность звезд, возникшую из-за слишком малого интервала между ними. Монеты выпускались в большом количестве и по-настоящему редких годов выпуска нет. Таким годом с натяжкой можно назвать 1823. Годы с 1835 по 1839 являлись переходными к новому типу монет, поэтому в них встречаются разновидности. В 1839 году прогресс шагнул вперед - появился паровой монетный пресс и данный цент был вынужден уступить место новой монете.



Цент головы Свободы с заплетенными волосами (1839-1857 гг.). Так как дизайн цента к 1839 году изжил себя, то Кристиан Гробхерт взялся за изменение дизайна монеты. Новая монета стала последним "большим центом". Реверс монеты почти полностью сохранил свой облик, изменения вновь коснулись бюста Свободы - ее волосы теперь были заплетены. Кроме того, гравер дополнил диадему жемчужной нитью обрамляющей волосы. Эти монеты стали наиболее однородными из всех выпускаемых монетным двором, хотя и у этой монеты есть немногочисленные варианты. Кроме того, паровой пресс привел к значительному росту производительности монетного двора, поэтому тираж монет был значительным. Однако возникла новая проблема - большой вес и размер монет доставлял массу неудобств. Кроме того, из-за дорожающей меди стало выгодно скупать монеты и переплавлять их (ну прям как с нашими копейками!!!). В 1856 году стала разрабатываться новая медно-никилиевая (12% Ni и 88% Cu) монета с уменьшенным диаметром. И только с появлением большого числа нумизматов, большие центы приобрели настоящую популярность.



Цент с летящим орлом (1856-1858 гг.). Он был призван стать удобной (касательно веса и размера) монетой. Это было продиктовано желанием вытеснить из оборота испанские монеты. И эксперимент удался: в день выпуска первой партии более тысячи человек толпились у стен монетного двора, чтобы обменять свои испанские монеты на новые американские центы. Общий тираж данного вида центов превысил 40 миллионов и этого оказалось достаточно для полного вытеснения испанских монет. Дизайн монеты разработал Джеймс Лонгейкр, адаптировав для цента дизайн долларовой монеты. Это касается как орла на аверсе, так и венка реверса. Кроме того, за счет наличия в сплаве 12% никеля, монета значительно светлее своих предшественников. Орлиные центы 1856 года всегда считались ценной монетой. Но гравёр не учёл, что наиболее выступающие части монеты на аверсе (клюв и хвост орла) совпадают с наиболее выступающими частями на реверсе (венок), что приводит к быстрой порче штемпелей и появлению бракованных монет, и появилась необходимость замены монеты.



Цент с головой индейца (цент с индейцем) (1859-1909 гг.). Разработка этой монеты началась как только начал свое хождение начал цент с орлом. Дизайнером снова выступил Лонгейкр. Им было предложено более 10 различных дизайнов для монеты: как переработанные центы орла, так и абсолютно новые идеи. Выбран был вариант с головой индейской девушки в головном уборе из перьев. Одной из главных причин выбора был очень простой дизайн монеты. В 1859 на реверсе монеты был изображён венок из оливковых ветвей, в центре которого находилось обозначение номинала «ONE CENT». С 1860 года дизайн реверса был видоизменён. Венок из оливковых ветвей был замещён лавровым. Также появился щит с 13 вертикальными полосами, который символизировал состоятельность и единство государства, что было весьма актуально во время разгорающейся гражданской войны. Всего было отчеканено более 150 миллионов монет, когда в 1864 году медно-никилиевый сплав был заменен на сплав медь/олово/цинк (бронзовый сплав) в ввиду экономии в условиях войны. Также в этом году вес монеты был уменьшен на треть. Таким образом можно выделить три основных разновидности: монеты 1859 года, монеты 1860-1864 годов с измененным реверсом и монеты 1864-1909 годов, отчеканенные из другого металла. Индеец же оставался на монетах неизменно, вплоть до появления центов Линкольна. Общий тираж этих центов составил почти два миллиарда экземпляров.



Цент Линкольна (1909-2009 гг.). Очередное изменение дизайна одноцентовой монеты было приурочено к 100-летию со дня рождения Авраама Линкольна. На новой монете, впервые в истории монетного двора США, должен был размещаться портрет конкретного человека - юбиляра Линкольна. До этого, по наставлению Джорджа Вашингтона, на монетах не помещались портреты президентов США. Эта задумка литовского эмигранта Виктора Дэвида встретила очень мощное сопротивление общественности, однако проект одобрил сам Теодор Рузвельт, тогдашний президент США. На аверсе монеты был представлен портрет Линкольна, впервые появилась надпись "Мы верим в Бога". Слева разместилась надпись "Свобода", справа - год чеканки. На реверсе разместились колосья пшеницы, обозначение номинала и страны-эмитента. Еще одна волна протеста поднялась, когда на первых монетах на реверсе появились инициалы художника V.D.B.. Инициалы быстро убрали, а монеты с ними превратились в нумизматическую редкость - их тираж составил 484 тысячи экземпляров, отчеканенных в Сан-Франциско. Восстановлены инициалы были в 1918 году, но в значительно уменьшенном виде. Монеты чеканили в большом объеме на трех монетных дворах: Филадельфийском (б/о), в Сан-Франциско (S) и Денверском (D, с 1911 года). В 1943 году, в условиях Второй Мировой войны, из-за недостатка меди, монетный двор выпустил монеты из покрытой цинком стали. Монета стала иметь более светлый цвет и стала легче почти на полграмма. Эксперимент оказался неудачным, и с 1944 по 1946 год использовался медно-цинковый сплав. По ошибке было изготовлено небольшое число центов 1943 года из бронзы, а 1944 - из стали. И если бы Генри Форд и обменял свой новый автомобиль на цент 1943 года из бронзы, как говорилось в муссировавшихся в то время слухах, то не прогадал бы - в 2010 году такая монета ушла с молотка за 1,7 миллиона долларов. В 1959 году монета отмечала полувековой юбилей, а Линкольн - полуторавековой. В четь этого события дизайн монеты был вновь видоизменен. На реверсе с этого года изображался мемориал Линкольна. Дизайн монеты разрабатывался Фрэнком Гаспарро.
Новый цент Линкольна (2010 г.-н.в.). С 2010 года Мемориал Линкольна на реверсе монет был заменен на новое изображение. Как и прежде, монета отчеканена из медно-цинкового сплава, меди – 2.5%. Тираж монеты достаточен для удовлетворения потребностей населения. На реверсе вместо привычного глазу мемориалу Линкольна в Вашингтоне размещен щит, перечеркнутый размещенной на свитке надписью: «ОДИН ЦЕНТ». Тринадцать вертикальных полос щита символизируют тринадцать штатов, заключивших договор в поддержку федерального правительства, выше полос надпись: «E PLURIBUS UNUM». Щит Союза, изображение которого появилось в 1780-х годах, особенно широко использовался в период Гражданской войны США. Вверху надпись полукругом: «СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ».
Интересные факты:
- Аверс цента Линкольна — самый «долгоживущий» проект среди американских монет. Ведь он остается неизменным уже 100 лет!
- Монеты достоинством в один цент — это не самые маленькие деньги США. В 1793—1857 годах в ходу были монеты номиналом в пол-цента (Half cent). Чеканились они из меди, и диаметр их составлял 23.3 мм.
- В Соединённых Штатах и Канаде одноцентовую монету обычно называют пенни (как английский пенни). Условное обозначение центов — знак «?».




А сейчас анекдот:

Хоронят олигарха. Гроб стоит. Собрались друзья.
Подходит к покойному Гусинский, достает портмоне, извлекает 200 долларов, кладет в гроб и скорбно отходит.
За Гусинским к гробу подходит Потанин, тоже достает портмоне, отсчитывает 200 долларов, кладет, отходит.
Наконец, подбегает Березовский. Достает чековую книжку, выписывает чек на 600 долларов, кладе, забирает 400 баксов наличными, отходит.


Видео-версию этого урока можно посмотреть на моем видео-канаде на U-tube: История одного цента США.





Яндекс.Метрика