Граффити на монетах.



Сегодня у нас одиннадцатый урок и поговорим о граффити на монетах. Итак, приступим.
Каждый человек, серьезно увлекающийся нумизматикой, хотя бы раз встречал монеты с нацарапанными буквами, символами или изображениями. Часто на восточных куфических дирхемах можно увидеть прямые линии, которые многие воспринимают как след от плуга или лопаты, но мало кто догадывается, что линии на монетах появились не случайно. Эти линии – часть одной из загадок нумизматики, которую принято называть граффити на монетах.
Наиболее ранними монетами, получившими хождение на Руси, были монеты Востока. Такие монеты постепенно проникали в русские земли еще с VI века, а с конца VIII века количество восточных монет-дирхемов, поступавших в славянские земли, начинает резко нарастать. Арабское серебро буквально наводнило восточноевропейские земли и получило здесь широкое хождение наряду с серебряной русской гривной. Ведь гривна весила 68 граммов, а такие крупные слитки не всегда были удобны для торговых расчетов. Вот и стали арабские дирхемы и драхмы выполнять роль более мелкой денежной единицы. 25 дирхемов IX века по весу равнялись как раз 1 гривне. А назвали покрытые затейливой арабской вязью монеты на Руси кунами, — видимо, такое имя перешло на них с древних денег-мехов, куньих шкурок. Так как арабские монеты были разными по весу, а растущая торговля требовала массы одинаковых денег, то на Руси нашли простой выход: стали восточные монеты обрезать по окружности острыми ножницами, изготавливая одинаковые по весу кружочки, либо просто отрезали часть монеты. Такие монеты называли «резана». В одной гривне было 50 резан.
Анализ информации о находках комплексов арабских монет, как правило в местах прохождения старых торговых путей, зачастую показывает наличие смешанных комплексов, в которых встречаются одновременно и аббасидские, омейядские дирхемы, и сассанидские или арабо-сасанидские драхмы. Имеется информация, что в Поочье в Тульской области в 2010 году был обнаружен комплекс монет, в состав которого входили около тысячи целых аббасидских, омейядских и др. дирхемов, сасанидских и арабо-сасанидских драхм, датируемых VI-IX в.в., а также около восьмиста обломанных (отрезанных) монет.
В XI веке, когда истощились, на далеком Востоке богатые серебряные рудники, поток монет резко оскудел. Стали подумывать на Руси о чеканке своих денег. Во время княжения Владимира Святославича появились первые собственно русские монеты — знаменитые владимирские златники, чеканившиеся из отборного червонного золота. А при Ярославе Мудром стали чеканить и серебряную монету - серебренник. Изображен на этих монетах родовой знак Рюриковичей — трезубец.
Несколько лет назад ученые обратили внимание на глубокие царапины, встречавшиеся на некоторых восточных монетах. Их замечали и раньше, но считали случайными повреждениями, которые монета получает за время своего обращения, пока не будет на века потеряна очередным хозяином или не уйдет в землю в составе клада.
Присмотревшись к таким росчеркам, исследователи поняли, что перед ними не случайные «раны», а знаки, несущие какой-то смысл.
В 1909 году в Киеве проводились археологические изыскания неподалеку от развалин знаменитой Десятинной церкви. Здесь было обнаружено богатое погребение. Находки из этого погребения куда-то исчезли, и только через 30 лет были найдены в Ленинграде. Среди находок оказалось несколько монет, на одной из которых были нанесены вертикальные и горизонтальные линии, образующие крест. Авторы раскопок 1909 года считали, что так на монете, которую носили как маленькую иконку, изображен христианский крест. Сейчас возникло новое определение находки: линии вовсе не изображение креста, а разметка для разрезания монеты на части, поскольку в Древней Руси наряду с целыми монетами имели хождение и более мелкие единицы— половинки, четвертинки и маленькие обрезки, которые могли приниматься торговцами на вес.
Киевская находка была только началом и все новые и новые процарапанные знаки и рисунки-граффити выявлялись на монетах из кладов, погребений, построек на поселениях.
Комплексы таких монет находились в Новгороде, Тимерево, Гнездово, Петергофе, Правобережном Цимлянском городище и др., в них было найдено более полторы сотни монет с граффити. Знаки на монетах встречаются самые разнообразные – различные символы и рунические знаки, изображение оружия и кораблей, солярные знаки и изображения животных, имена и княжеские тамги.



Знаки Рюриковичей, прочерченные на арабских монетах, известны с X века — это тамга Святослава Игоревича, представлявшая собой двузубец. Известные арабские монеты с этим знаком чеканены в начале X века, зарыты в землю в составе кладов в конце того же столетия, а погиб князь Святослав в 972 году. Таким образом, монеты находились в обращении в то самое время, когда княжил Святослав, и неудивительно, что его знак был нанесен в качестве граффити на дирхем. Известный знак-трезубец прочерченный на монете и происходящий из клада, зарытого в землю в начале XI века на реке Свири — родовой символ Владимира Святославича. Владимир умер в 1015 году, то есть и здесь есть полное совпадение времени правления князя и обращения монеты.
Знаки Рюриковичей известны не только на монетах. Эти символы наносились на глиняные сосуды, кирпичи, украшения, печати, костяные изделия, торговые пломбы.
Так что же означают знаки Рюриковичей на арабских монетах? Княжеская власть для укрепления своего политического авторитета задолго до начала чеканки собственной русской монеты начала клеймить имевшие хождение на Руси арабские дирхемы знаком правящего князя. Вовсе не обязательно было метить таким образом каждую монету. Это могли делать с партиями монет или некоторых товаров. Абу Хамид ал-Гарнати сообщает, что каждые 18 беличьих шкурок в связке стоят 1 серебряный дирхем. На них покупают любые товары: невольниц и невольников, золото, серебро, бобров и другие. К каждой связке шкурок привязывался на конец нити кусок свинца (пломба). Печаткой с изображением символа Рюриковичей клеймили эту пломбу.
Некоторые исследователи полагают, что граффити на монетах – явление, которое пришло с русских земель. Трудно доказать так ли это. Не так давно стало известно о монете, на которой написано имя Захарий. Возможно так звали владельца дирхема. Он, несомненно, был славянином, знавшим греческое письмо. До сих пор русские надписи были известны начиная с XI столетия, а клад, в состав которого входила эта монета, попал в землю в IX веке. Эта находка является очень ранним образцом славянской грамотности!
Так что же собой представляют граффити на монетах? Несомненно, что граффити наносили на монеты по разным причинам. Его могли наносить как разметку для последующей обрезки монет при платежных операциях; как клеймо правящего князя для узаконивания платежного средства на территории княжества (прообраз надчеканов, получивших распространение в 13-14 в.в.); как знак частной собственности, принадлежащей конкретному человеку. А еще, монеты с подобными знаками могли быть талисманами или прообразами современных визитных карточек, могли быть также некими своеобразными жетонами и даже возможно доисторическими дисконтными «картами», возможно зашифрованными письмами и сообщениями. И безусловно и несомненно, посланием нам – потомкам.




Рунические надписи на монетах.
Рунические граффити на монетах – от мимоходом вырезанных «закорючек» до полноценных надписей – давно уже вошли в научный оборот, став надежным подспорьем как для археолога и историка, изучающих обстоятельства жизни и судьбы народов или областей, так и для историка культуры, стремящегося разобраться, чем жили и как думали наши предки. Найдя в раскопе где-нибудь под Ярославлем арабскую монету с одной-единственной процарапанной руной, первые смогут судить о торговых путях и скандинавских наемниках, а последний – задумается о том, кем был хозяин монеты, начертавший на ней руну, и, главное, зачем он это сделал.
Когда говорят об искусстве использования рун, бывшем неотъемлемым элементом северной культуры на протяжении почти двух тысячелетий, рунические граффити на монетах часто представляются источником настолько незначительным на фоне многих сотен рунических камней и надписей на амулетах, жезлах и т.д., что о них попросту забывают.
Особенно – когда речь идет именно о магическом аспекте использования рун: мол, ну что волшебного может быть связано с кусочками металла, бывшими в обращении в качестве денег?
Прежде всего: рунические граффити на монетах – это отнюдь не исключения и не единичные случаи. На настоящий момент известно более полутора тысяч (!) куфических монет с руническими надписями, датируемыми эпохой викингов и ранним Средневековьем; причем для Швеции, например, они составляют около 70% всех монет с граффити. Это – огромный массив данных, сопоставимый по своим масштабам с надписями средневекового Бергена или Тронхейма, и было бы большим упущением не принимать его во внимание.
Второй факт – примерно каждая пятая из этих монет несет Старшие руны.
Для X – XII веков, когда сделано большинство рунических граффити на куфических монетах, использование рун древнего Футарка само по себе неординарно (хотя и не абсолютно исключено), но главное – Старшие руны в это время уже не используются в утилитарных надписях. Уже одно это означает, что массив данных, о котором идет речь, включает в себя десятки (а скорее – сотни) примеров использования рун в сакральных целях.
Прежде всего, необходимо отметить, что рунические граффити на монетах очень разнообразны типологически. Это относится и собственно к составу надписей (от одиночных рун до знаменитого Борнхольмского амулета (Швеция, рубеж IX-X веков), вмещающего пространную христианскую молитву на латыни), и – к целям и обстоятельствам создания этих артефактов. Так, в ряде случаев монета используется просто как имеющаяся под рукой серебряная пластинка, подходящая для создания амулета; в других же случаях руническое заклинание наносится именно на монету как специфический носитель. Есть пример, где руническая формула на монете выполняет роль охранного заклинания клада).
В целом в магическом контексте представляется логичным следующее деление рунических граффити на типологические категории:
1. Одиночные руны. Так, довольно часто встречаются монеты с вырезанной руной f, Fe, (естественный амулет!); примерно с той же частотой – Старшие руны s, Sowelu, d, Dagaz, R, Algiz (?). Несколько реже встречается руна t, в которой можно видеть как Старшую руну, так и Младшую руну обычного полноветвистого ряда.
2. Устойчивые рунические формулы, по функции своей близкие к руническим сакральным словам «классического» периода – alu, laukaR и т.д. На монетах такие устойчивые формулы выполнены как Старшими, так и Младшими рунами; наиболее часто встречающиеся – g u d (Старшие), k u ? (Младшие), а также – отдельные имена (например, ? u r, т.е. ?orr).
3. Специальные рунические заклинания – магические формулы, созданные с конкретной уникальной целью.
4. Сложные рунические композиции, иногда включающие в себя несколько рунических формул и до двух десятков рун.
5. Магические рисунки, включающие руны, – своего рода аналоги гальдраставов поздних исландских рукописей («колдовских книг»). Эта категория, хотя и не очень многочисленная, представляет, без сомнения, особый интерес (уже хотя бы потому, что эти «аналоги» старше исландских на полтысячелетия).
Большая сложность чтения и интерпретации таких надписей связана с небольшим размером монет , а следовательно, и с небольшим размером самих надписей, состоящих всего из нескольких рун. Самая длинная надпись, когда-либо найденная на Сасанидских и куфических дирхемах, находящихся в крупнейших нумизматических коллекциях российских и ведущих западноевропейских музеев состоит только из 6 рун.
Второй барьер сложности в чтении и переводе рун состоит в особенностях младшего рунического алфавита. До эпохи викингов в Скандинавии пользовались так называемым старшим футархом (руническим алфавитом), который состоял из 24 рун, причем фактически каждая руна обозначала только одну фонему. С конца 8-го - начала 9го века старший футарх уступает место младшему футарху, состоящему всего из 16ти рун. Такое сокращение количества рун привело к тому, что многие руны стали МНОГОЗНАЧНЫЕ.
Читать эти надписи сегодня очень сложно, из-за того, что в них часто появляются необычные начертания рун и естественно, что чем короче сама надпись, тем труднее она поддается интерпретации. Кстати - много рунических надписей до сих пор еще вообще - не переведено.
Наконец, хотелось бы рассказать про серебряные монеты – драхмы Иранского царя.
Эти 3 серебряные монеты были найдены рядом с двумя мечами, датируемыми около 9-10 веков н.э. Такие высокопробные серебряные монеты - драхмы Иранского царя из династии Сасанидов, Хосрова II (годы правления: 590-628 гг. н.э.) шедшие потоком на Русь, Европу и страны Скандинавии были, пожалуй, основным платежным средством у русичей и варягов. На них покупали оружие и рабов, ими гордились женщины русичей и викингов, нося их на шее как ожерелья и символ высокого общественного положения, они были самой желанной добычей в набегах (у Руси и Европы того времени - 9-10века-своего серебра и собственной чеканки монет еще не было) и именно их использовали викинги как амулеты, защищающие владельца от всяких бед и напастей. Для этого на монетах острием стального ножа наносились защитные и тотемные рисунки или (очень редко) рунические надписи. На обороте одной из монет обнаружили самую длинную из всех до настоящего времени опубликованных надписей (граффити), расположенную по краю аверса серебряного Сасанидского дирхема и датируемую мною - 9-10 веком н.э. Это уникальный экземпляр серебряной драхмы Сасанидского царя Хосрова II с рунической надписью из 8ми полных знаков! В переводе это звучит так: «Пусть боги защитят меня от врагов и болезней».
Приведенная на фотографии руническая надпись 9-10 века на серебряной Сасанидской монете Хосрова II конца бго - начала 7го века представляет собой защитный амулет своего хозяина, скорее всего воина-викинга, просившего у богов ( Одина и/или Тора) защиты для себя от "врагов и болезней".
Воистину непобедим будет тот воин, над которым многочисленные враги и болезни не смогут взять верх. От той, очень далекой от нас эпохи 9-10 веков до наших дней сохранилось очень немного предметов, а письменных источников - еще меньше, поэтому и тем ценнее становиться эта серебряная монета с самой длинной защитной и магической рунической надписью по краю аверса.




А сейчас анекдот:

Подходит неопытный, но состоятельный нумизмат к «старожилу», и показывает только что купленный памятный рубль Николая I в полировке, но с ярко вырезанными крупным ровным почерком граффити. И робко спрашивает: -А, правда, эти граффити не портят монету?
-Да, Вы правы,- отвечает опытный коллекционер: это граффити не портит монету, оно убивает её!


Видео-версию этого урока можно посмотреть на моем видео-канаде на U-tube: Граффити на монетах.





Яндекс.Метрика