Гравер.



Сегодня у нас одиннадцатый урок и мы поговорим о профессии гравера.
Гравер – это квалифицированный рабочий, выполняющий на гравировальных станках и вручную при помощи специальных штихелей, резцов, игл и других инструментов, а также посредством травления кислотами рельефный рисунок на различных материалах (металл, пластмасса, дерево, стекло).
Основная деятельность гравера связана с художественной обработкой различных материалов: гравированием вручную выполняют особо сложные рисунки, гравированием на электрогравировальном автомате – рисунки любой сложности.
Профессия гравера заключается в том, чтобы оставлять определенные следы на тех или иных предметах. Гравер наносит росчерки и линии, виньетки и буквы, посвятительные надписи и т.д., но пишет он не на бумаге, а на самых разных материалах – стекле, камне, металле, дереве и даже линолеуме. Гравер в определенном роде должен быть художником – мастером, который занимается вырезанием изображений и надписей на пластинах из твердого материала.
Художники-граверы создают произведения искусства, которые не боятся воздействия времени и сохраняются для потомков. Чтобы помнили, граверам приходится делать и портреты умерших с эпитафиями, и дарственные, юбилейные, восхваляющие и благодарственные надписи. Обращаясь к граверам, люди желают сохранить память о важных событиях жизни.
Гравер обязательно должен обладать хорошо развитым образным мышлением и воображением. Именно эти качества дают возможность ему придумывать сюжеты для гравировки, создавать красивые изображения и оригинальное оформление. Современный гравер в работе использует специальные компьютерные программы, которые дают возможность разрабатывать различные изображения, а потом программировать граверные станки на исполнение. Но при всех его возможностях компьютер – это всего лишь средство, которое помогает мастеру, но не выполняет за него работу. Гравировка – это не ремонт микроволновых печей или сбор мебели, в данном случае большую роль играет наличие творческих задатков, определенных способностей у исполнителя. Настоящий автор любой гравировки – это человек, а не программа, который вкладывает в свою работу частицу души, собственное видение мира, фантазию.



Художник-гравер способен создавать настоящие произведения искусства, которым не страшны никакие воздействия времени и которые способны сохраниться на протяжении многих лет, дойдя до потомков. Граверы выполняют самые разные заказы, среди которых самыми актуальными и популярными являются такие, как выполнение дарственных, юбилейных, благодарственных, восхваляющих надписей, портретов ушедших с эпитафиями и т.д. Обратившись к граверу, люди хотят сохранить на годы память про самые важные события жизни и мастер должен относиться со всей ответственностью к собственным обязанностям.
Для того, чтобы успешно справляться с поставленными задачами, гравер должен обладать определенными личными качествами – такими, как усидчивость, терпеливость, выносливость, ведь его работа связана с необходимостью долго сидеть на одном месте, выполняя монотонные движения, требующие аккуратности и полной сосредоточенности, концентрации внимания. Также гравер обязательно должен обладать определенными творческими способностями (как правило, в сфере живописи или графики).
К профессионально важным качествам относятся: мышечно-суставная чувствительность усилий или сопротивления; тактильная чувствительность; линейный, угловой, объемный глазомер; помехоустойчивость; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к переводу образа в словесное описание; интуитивное мышление; развитая зрительная и тактильная память; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); развитый эстетический и художественный вкус; развитая мелкая моторика рук.
Гравер должен обладать хорошим здоровьем, высокой точностью движений при максимально длительном напряжении. Недопустимо, чтобы у мастера дрожали руки или была больная спина, в связи с чем он не сможет выполнять точно и красиво надписи, долго находиться в одной и той же позе, делая гравировку.
Граверы могут работать на крупных промышленных предприятиях, специализирующихся на производстве художественных изделий, а также в частных мастерских (ювелирных, художественных). В настоящее время граверы востребованы, особенно граверы, специализирующиеся на изготовлении ювелирных изделий. Перспективы карьерного роста гравера связаны с повышением квалификации на предприятии с целью обновления знаний, умений и совершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации.
Сегодня обучиться данной профессии можно в учреждениях начального профессионального образования (профессия «Гравер») или в учреждениях высшего профессионального образования (специальности «Технология художественной обработки материалов», «Технология обработки драгоценных камней и металлов»), но наиболее ценным считается обучение в мастерской гравера, который обладает большим опытом и сможет поделиться с молодым специалистом собственными знаниями и умениями, дав ему все необходимые практические навыки и рассказав о профессиональных секретах мастерства.
Гравер должен хорошо знать: основные классы материалов; физико-химические, механические, технологические свойства художественных материалов; технологию художественной обработки материалов разных классов; основы процессов литья, пластической деформации, обработки резанием и огранки, термическую обработку; поверхностные и комбинированные виды технологической обработки; технологические приемы реставрационных работ; оборудование, оснастку, инструмент для промышленного и индивидуального производства художественных изделий; основные законы выполнения рисунка на плоскости; технику рисунка; компьютерный рисунок; теоретические основы композиции; граверные технологии.
Гравер должен уметь: моделировать объект; выбирать материал для обработки, способы обработки, оборудование, оснастку и инструмент; вручную и травлением выполнять на различных материалах гравировку изображений разной степени сложности; выполнять доводку и заточку гравировальных инструментов.
Медицинские противопоказания. Профессия гравера не рекомендуется лицам со следующими заболеваниями: судороги, потеря сознания; некорректируемое снижение остроты зрения; нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения; расстройства слуха; аллергии; вестибулярные расстройства; расстройства координации движений; дрожание рук; кожные заболевания; заболевания органов дыхания.



Условия труда. Граверы могут работать самостоятельно или в коллективе. Работа происходит преимущественно в помещении, в случае необходимости художественной отделки объектов, находящихся вне помещения, – на улице. Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания. Рабочая поза – преимущественно сидя, изредка – стоя (если необходимо обработать большой объект).
Гравер использует ручные средства труда, специальный инструмент для создания рисунка на различных поверхностях, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет (для создания моделей изделий, узоров и орнаментов). Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих. Специальная одежда гравера: халат, защищающий одежду от пыли, нарукавники, защитная маска.
Профессиональные риски и заболевания. Наиболее часто граверы страдают болезнями суставов рук и кистей. Работа в положении сидя приводит к заболеваниям, сопровождающимся болями в спине и шее. При обработке металла, камня образуется промышленная пыль, которая может вызывать аллергию и заболевания бронхолегочной системы. Техника безопасности. Эксплуатация различных станков в помещении для граверных и делительных работ может быть доверена лицам, знающим правила пользования оборудованием не только в целом, но и каждого станка в отдельности, а также умеющим вовремя обнаружить самые незначительные дефекты станков. Необходимо своевременно производить профилактический осмотр, ремонт, промывку, смазку трущихся поверхностей и частей узлов станка. Гравер должен хорошо знать причины, которые могут вызывать те или другие несчастные случаи во время работы, и своевременно принимать соответствующие меры предосторожности.
Во время гравирования обрабатываемая деталь должна освещаться мягким направленным светом; для этого лампа накаливания с рассеивающим экраном монтируется на гибком шланге, позволяющем изменять направление луча света. Для безопасного пользования переносными электролампами напряжение в сети должно быть от 12 до 36 В. Чистота и порядок на рабочем месте, правильное расположение инструмента также способствуют повышению производительности труда и снижают возможность возникновения несчастных случаев.
Основным граверным инструментом при ручной гравировке является штихель. Для безопасного пользования этим инструментом во время работы следует внимательно наблюдать за режущей кромкой штихеля. При замеченном малейшем выкрашивании последней следует немедленно прекратить работу и заточить штихель. Пренебрежение к такому незначительному дефекту может привести к серьезному повреждению ладони левой руки, так как тупой штихель при соскальзывании с детали может насквозь прорезать руку, поддерживающую обрабатываемую деталь.
Не менее важное значение для техники безопасности имеет и исправность ручек, насаженных на штихели, так как при гравировании на латуни и на стали режущая кромка штихеля испытывает большие давления. В случае поломки ручки хвостовик мгновенно вонзится в ладонь правой руки гравера.
Иногда граверу приходится самому отрезать металл для заготовок. При резке металла вручную следует обращать внимание на исправность станка, прочно удерживающего ножовочное полотно, мелкую металлическую стружку нельзя сдувать, так как стружка может легко попасть в глаза. Применяемые для опиливания (срезания слоя металла) заготовок напильники не должны иметь загрязненных и затупленных поверхностей. Очищать напильник от приставших стружек и грязи следует только металлической щеткой. Наиболее часто граверу приходится производить работы на станке с пантографом и на делительных машинах. Поэтому знать основные правила по технике безопасности при работе на механическом оборудовании для гравера совершенно необходимо.
Механизм для нанесения делений некоторых систем кругло- и продольно-делительных машин в нерабочем положении (иногда во время настройки) откидывают назад; при этом резец принимает вертикальное положение острием вверх. Это очень опасно, так как работающий может не заметить резец и поранить лицо или глаз. Для предотвращения несчастного случая необходимо помнить, что резец в положении острием вверх нельзя оставлять даже на кратчайший срок. Если же установка механизма в этом положении необходима, то лучше всего на это время резец изъять или надеть на него предохранительную колодку. При неосторожном обращении с токопроводящими устройствами могут произойти электрические травмы. Не разрешается прикасаться к незащищенной или плохо защищенной силовой цепи электродвигателя и пусковой аппаратуры, так как они находятся под высоким, опасным для жизни, напряжением. Следует также осмотреть состояние ограждений движущихся частей и проверить смазку последних. Замеченные недостатки необходимо устранить или поставить о них в известность бригадира или мастера.
В процессе работы, в особенности с хрупкими материалами, такими, как марки латуни, необходимо надеть предохранительные очки, так как мелкая стружка с большой скоростью отлетает от вращающегося резца фрезы и может вызвать травму глаз. Во время гравирования на пантографе следует обращать внимание на крепление детали, состояние инструмента, в первую очередь его лезвия и углов заточки. При ручной и механической подаче необходимо учитывать диаметр резца-фрезы и механические свойства обрабатываемого материала заготовки. При чрезмерно большой подаче или вязком обрабатываемом материале может легко сломаться рабочая часть резца-фрезы, что часто является причиной несчастного случая. К травме может привести также невнимательное отношение к своей одежде: незаправленные рукава, не убранные под косынку волосы.
Постоянное внимание необходимо обращать на предохранительные устройства (кожухи и экраны), так как большую опасность для окружающих представляют открытые движущиеся части пантографа. В малогабаритных настольных станках, где в силу конструктивных особенностей не представляется возможным устанавливать предохранительный щиток, для привода употребляют резиновые ремни, которые не так опасны при обрыве. Однако для более надежной и безопасной работы рекомендуется эти ремни сращивать не резиновым клеем, а производить эту операцию методом горячей вулканизации при помощи специального приспособления.




А теперь анекдот.

- Пожалуйста, сделайте гравировку Саре от Мони.
Пожилой ювелир: - Я би посоветовал Вам написать таки короче: От Мони. Мало ли...

Видео-версию этого урока можно посмотреть на моем видео-канаде на U-tube: Гравер.





Яндекс.Метрика