Стропальщик.



Сегодня у нас второй урок и мы поговорим о профессии стропальщика.
Стропальщик - рабочий, отвечающий за крепление грузов, перемещаемых подъёмным краном. От голл. strop – петля.
Особенности профессии. Слово «строп» в русском языке появилось как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, траверсам, скобам.
Стропальщик увязывает груз и цепляет его к крюку подъёмного крана, следит за его положением при перемещении, а когда груз уложен на нужное место, отцепляет стропы.
Цепляние груза с помощью стропов называют строповкой. Под термином "строповка" подразумеваются следующие рабочие операции: обвязка, зацепка или закрепление с помощью грузозахватных приспособлений. Кроме того, строповка подразумевает подвешивания поднимаемого груза на крюк специализированной техники, и его установка в нужное положение, а так же процесс отцепления после его транспортировки. В морских портах и в судостроении используют термин «стропка». Иногда этот процесс обозначают словом «чалить», «зачалить груз».
В стропальных работах используют грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты, бади и т.п.), навешиваемых на крюк подъёмного крана или другого грузоподъёмного средства.
Этим они отличаются от такелажных работ, при которых грузы перемещают с помощью лебедок, талей, домкратов, козел, скатов, специально сооружённых настилов и т.п.


Стропальщик и крановщик совместно обслуживают подъемный кран, но каждый отвечает за свой участок: крановщик – за управление краном, стропальщик – за строповку груза.
Стропальщик сам выбирает стропы, подходящие для груза – с учётом веса и габаритов.
В процессе работы стропальщик общается с крановщиком с помощью специальных жестов или слов-сигналов: «Вира!» – команда подъема; «Майна!» – команда опускания; «Стоп!» – команда остановки движения, иногда говорят «Харэ!»; «Поворот!» – команда поворота стрелы. Специальные профессиональные слова позволяют различать подаваемые команды даже при сильном шуме. Так как, к примеру, слова «вверх» и «вниз» в шумных условиях будет сложно отличить друг от друга.
Если расстояние между стропальщиками и крановщиком слишком велико, то обмен командами происходит по рации.
Работа с большими грузами – это всегда большая ответственность.
Стропальщик, если он плохо подготовлен, вполне может организовать несчастный случай, сам того не желая.
Например, неправильно закреплённый груз способен перевернуть подъёмный кран. Грузы с большой площадью обладают большой парусностью, и сильным ветром его может сорвать. Также опасность представляют движущиеся части механизмов и работающих машин.
Поэтому стропальщики проходят ежегодную переаттестацию. Это может происходить и чаще, если профессионализм стропальщика вызывает сомнения.
Грузоподъёмная техника постоянно развивается, появляются новые механизмы и приспособления, меняются способы строповки. Меняется и характер грузов. Когда на предприятии появляются подобные нововведения или стропальщик переходит на предприятие с новым для него оборудованием, он проходит короткую переподготовку, где осваивает безопасные способы работы с этим оборудованием.
В соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) существует пять специально созданных тарифных разрядов стропальщиков, то есть со второго разряда по шестой. Рассмотрим несколько видов разрядов и главные направления каждого из них. Например, работник, который относится к третьему разряду, делает строповку обычных грузов масса, которых не превышает 25 тонн. Или строповку грузов, массой не более 5 тонн, которые относится к средней сложности.
Зачастую стропальщики работают в сложной обстановке. Например, работа в покрасочном цеху, в пыли, на морозе или в сильной жаре могут плохо отразиться на здоровье.
Кроме того, опасность может исходить от перемещаемых грузов.
Груз может упасть, если неправильно закреплен, либо выбран неверно трос. Мне рассказывали несколько несчастных случаев. Вот один из них. Стропальщик закрепил огромное кольцо для гидротурбины диаметром около 5 метров и весом около тонны с помощью паука – приспособление из четырех тросов с крюками и дал команду крановщику медленно перемещать деталь на сборочный участок. Сам же шел рядом, посматривая по сторонам, чтобы никто из рабочих не стоял на траектории перемещаемого груза. Внезапно, крюк от крана обламывается и перемещаемая деталь падает вниз. Стропальщик в эту секунду как раз находился под грузом. Мастер, который увидел это происшествие, испуганный подбежал к месту происшествия, ожидая увидеть расплющенный труп стропальщика. Заглянув в кольцо, он увидел, что стропальщик сидит живехонек внутри кольца, и закуривает сигарету. Даже мастер достал сигарету и закурил, хотя курить в цеху разрешается только в специальных местах. В этом случае стропальщику несказанно повезло, он оказался ровно посередине кольца, и его даже не поцарапало. Бывают случаи, когда трос рвется из-за нагрузки, не предусмотренной грузоподъемностью, либо из-за износа, и обрывком троса убивает стропальщика. Вообще, желательно, чтобы стропальщики работали в паре, подстраховывая друг друга.
Рабочее место. Основные виды производства, где востребована работа стропальщика — строительство, складское хозяйство, портовые и железнодорожные грузовые терминалы, тяжелая промышленность. У стропальщика есть специальные площадки, на которых он переворачивает деталь – кантует. Эти площадки так и называются – кантовочные площадки. Эти площадки либо делают из песка, либо покрывают деревянным брусом, чтобы не поцарапать деталь.
Важные качества. Хорошая координация движений, глазомер, физическая крепость.
Серьёзные проблемы со зрением или слухом (не корректируемые очками или аппаратом), заболевания опорно-двигательного аппарата при такой работе противопоказаны.


Знания и навыки. Каждый стропальщик, который прошел курс обучения и имеет специальное удостоверение, позволяющее выполнять стропальные работы, обязан знать о таких правилах:
1. Необходимо знать обо всей группе знаков и сигналов между ним и крановщиком.
2. Нужно знать производственную инструкцию.
3. Требуется знание конструктивных особенностей, которые касаются тары, а так же грузозахватных приспособлений.
4. Необходимо четко знать все схемы строповки или кантовки и варианты визуального определения массы любого нужного груза, а также четкий порядок его складирования.
5. Нужно ознакомиться с порядком осмотра и нормами браковки съемной грузозахватной техники, а так же канатов и тары. 6. Стоит четко знать нормы заполнения необходимой тары.
7. Знание о показатели грузоподъемности стропов, значительно уменьшить риск несчастного случае во время выполнения поставленных задач.
8. Необходимо знать о предельной длине и диаметре стропов.
9. Технологические карты, так же помогут с легкость выполнить поставленные задачи.
10. Знание предназначения каждой из цепей, стропов и любых других захватных приспособлений намного облегчит и обезопасит процесс.
11. Нужно знать о мерах безопасности, а так же условиях производства, в которых будет работать стропальщик.
12. Рекомендуется узнать о технических характеристиках всей специализированной техники.
13. Одним из главных опасных мест являются лини электропередач, поэтому требует особого внимания в процессе выполнения поставленных задач.
14. Стоит постоянно придерживаться всех правил безопасности не зависимо от меры опасности местности выполнения задания.
В случае допущения к выполнению любого рода грузоподъемных мероприятий, он должен в обязательном порядке знать о технической стороне машины, на которой будет выполняться поставленная задача.
Знать правила техники безопасности, оказания медицинской помощи и пользования средствами пожаротушения.
Где учат. Стропальщики проходят обучение в производственно-технических училищах, колледжах и на производстве в учебных комбинатах (с обязательной практикой на производстве).
Иногда рабочие совмещают работу стропальщика с другой (основной) специальностью. Но и в этом случае они проходят обязательное обучение на производстве или в учебных комбинатах, хотя и по сокращенной программе.




А теперь анекдот:
Крановщик жестами показывает стропальщику: на часы,два пальца, затем два пальца подставляет к макушке.
Стропальщик ему жестами:откроет глаза, то закроет глаза ладошками.
Крановщик опять то на часы, то два пальца, то два пальца на макушке.
Стропальщик опять то закроет то откроет глаза ладошками.
Крановщик не выдержал спустился и говорит : ты че не понял чтоли , я же тебе говорю время обед, сходи и купи две бутылки пива "КОЗЕЛ".
А стропальщик ему:я все понял, только светлое или темное.

Видео-версию этого урока можно посмотреть на моем видео-канаде на U-tube: Стропальщик.





Яндекс.Метрика