Стеклодув.



Сегодня у нас шестой урок и мы поговорим о профессии стеклодува.
Стеклодув – это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы с помощью выдувания и других приёмов.
Стеклодув — это специалист стекольной промышленности, умеющий обрабатывать разогретую массу стекла. Удерживая на конце стеклодувной трубки необходимое количество расплавленного материала он успевает, до момента его застывания, создать изделие нужной формы. При вращении трубки стекло доводится до такой консистенции, при которой возможно его сглаживание и выравнивание. Затем, при помощи резиновой груши, мастер нагнетает в стеклянную массу воздух, добиваясь получения ровного пузыря с желаемой толщиной стенок. Из этого пузыря и формируется нужное изделие — ваза, бутылка, колба, стеклянная игрушка.
Первые стеклодувные мастерские появились в эпоху Средневековья, хотя само стекло известно человечеству с незапамятных времен. По сути, это кварцевый песок с различными добавками. Нагретый до очень высокой температуры, он превращается в жидкость. При застывании смеси и получается прозрачный или полупрозрачный твердый материал — стекло. Используется оно настолько широко, что только перечисление областей его применения заняло бы целую страницу. И мастера, изготавливающие из него изделия, имеют специализации: стекольщики, зеркальщики, стеклодувы. В Древнем Египте стекло изготовлялось на природной соде, добываемой в долине Нила. Египтяне придумали первую стеклодувную трубку — на древних рисунках ученые обнаружили изображение стеклодува, выдувающего круглый сосуд.
Первая фабрика по изготовлению стеклянных новогодних игрушек появилась в Германии в 1848 году. Технология изготовления елочного шара сохранилась и по сей день. Первые елочные игрушки на Руси делали из соломы, лучинок, тряпок, цветных ленточек, позднее — из бумаги, картона и фольги. Их производством занимались специальные картонажные мастерские. Стеклянные украшения вошли в моду лишь в середине XIX века.
Особенности профессии. Как указывает название профессии, стеклодув выдувает стекло через специальную трубку, создавая всевозможные полые предметы: посуду, шары и пр. Однако этим ремесло стеклодува не исчерпывается, о чём свидетельствует большое количество инструментов, которыми он пользуется для формирования изделия: ножницы разных форм, щипцы, гладилка, сошки, металлический косарик.
Стекло плавят в стекловаренной печи или с помощью газовой горелки.
Техники выдувания могут применяться разные.
Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы.
Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.
Свободное выдувание заключается в свободном формовании изделия.
Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (иногда называют гутенским, от немецкого hutte — гута, стеклодувная мастерская).
Через трубку выдувается расплавленный шар. Его подправляют деревянными брусками, щипцами. То, что получилось, снимают с трубки и помещают на железный стержень ("понтий" ) и продолжают обработку. При необходимости мастер раскрывает верх или раскатывают нижнюю часть, вытягивает, гнёт, режет вязкое стекло с помощью специальных инструментов.
Нет двух совершенно одинаковых предметов, выполненных таким образом. Для них характерны тонкие стенки и прозрачность.
Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде — воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.



Итак, изделие сформировано. Дальше – отжиг. Так называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин.
Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.
Как говорят сами стеклодувы, стекло – это живая субстанция. И только мастерство может сделать его послушным.
Применение ремесла. В прошлые годы труд стеклодувов применялся на промышленных предприятиях, например, в фармацевтике, где нужно было запаивать ампулы с лекарством. Теперь многие промышленные процессы полностью автоматизированы, а стеклодувы в первую очередь нужны там, где делается ставка на нестандартность.
Стеклодувы могут специализироваться на разных изделиях, однако, это всегда ручная работа. Стеклодувы-выдувальщики создают с помощью выдувной трубки и газовой горелки елочные игрушки, неоновые лампы. Такие специалисты до сих пор весьма востребованы. Стеклодувы-аппаратурщики создают стеклянные приборы для лабораторий, фармацевтических фирм и т.п.слой. Стеклодувы-художники – эксклюзивные произведения: рюмки, сувениры, вазы.
Вредности. Близость к огню и раскалённому стеклу вынуждает быть особенно собранным, тщательно соблюдать технику безопасности.
Например, при выдувании ёлочного шарика раскалённый стеклянный пузырь может лопнуть, и тогда стекло разбрызгивается и попадает на руки, оставляя мелкие ожоги.
Работа стеклодува относится к разряду вредных: целый день на ногах, в мастерской обычно жарко, а зачастую – сильный шум вытяжки. Стекло становится податливым, когда накалено до 1300оС. Кварцевое стекло требует ещё большего нагрева – 2000оС.
В мастерской может использоваться стекловаренная печь и печь для отжига, которые излучают жар. В большом цеху печей может быть несколько. Но и газовая горелка серьёзно нагревает воздух. К тому же мастеру приходится целый день смотреть на её пламя. А сам процесс выдувания связан с напряжением лёгких. Например, стеклодув на фабрике ёлочных игрушек может выдувать до 250 шаров за смену. В производстве стекла основными компонентами являются: кварцевый песок, сода, известняк и доломит, а также различные добавки, в числе которых и мышьяк. При варке стекла мышьяк испаряется, и это дополнительный фактор риска, несмотря на обязательную вытяжку. У стеклодува при работе руки всегда находятся на весу и с годами может развиться болезнь кистей. От ежедневной работы с огнем портится зрение.Поэтому стеклодув имеет право на досрочную пенсию, хотя многие мастера не спешат уходить.
Рабочее место. Фабрики ёлочных игрушек и стеклянной посуды, художественные мастерские, стеклодувные мастерские (изготавливают лабораторную посуду, в том числе нестандартную, трубочки для батика), некоторые НИИ и лаборатории. Рабочее место стеклодува включает стол с пропановой горелкой, на которой плавится стекло, и полки. На полки ставят готовые изделия, а также держат длинные стеклянные трубки разного диаметра. Стеклодувы называют их «сырец» (это материал для работы). Трубки имеют специальную ручку, за которую мастер держится, чтобы не обжечься, ведь температура стекломассы во время формирования достигает порой 10000 С. По мере остывания стекло теряет вязкость, поэтому необходимо действовать очень быстро и точно. В среднем стеклодув может сделать в день около ста форм. Настоящий мастер выдувает вещь любого размера – от крохотного наперстка до 15-литровой бутыли.
Важные качества. Профессия стеклодува немыслима без способности к кропотливому труду. Необходимы глазомер, хорошая координация движений, художественный вкус – наглядно-образное мышление, креативность и так называемое чувство расплавленного стекла, хорошее зрение, точность, усидчивость, четкая координация движений, быстрая реакция, внимание, кропотливость, эмоциональная устойчивость. Также нужна физическая выносливость. Проблемы сердечнососудистой системы, гипертония, болезни легких, астма, высокая степень близорукости – это противопоказания к работе стеклодува.



Знания и навыки. Стеклодув должен знать свойства стекломассы, понимать технологию производства стекла, устройство выдувной трубки, уметь пользоваться ею и другими инструментами. Он должен владеть способами выдувания, уметь дозировать стекломассу.
Многие навыки приходят только с опытом. Например, умение по виду пламени горелки определять, достаточна ли температура для расплавления стекла.
Где научиться данной профессии? Предприятия часто обучают своих стеклодувов сами.
Также некоторые мастера проводят платные курсы в собственных мастерских. Молодому специалисту предстоит освоить основы технологии производства стекла, узнать о свойствах стекломассы, научиться разбираться в устройстве выдувной трубки и усвоить правила пользования инструментами и приспособлениями, применяемыми в работе.
Начинающий специалист должен знать приемы и способы выдувания стеклоизделий, методы дозировки стекломассы. Нелишними окажутся и знания о мерах по предупреждению и устранению брака в работе.
Большое значение имеет знание техники безопасности: ведь работать предстоит с огнем и расплавленным стеклом. Стеклодувная мастерская должна быть отнесена к категории горячих цехов, а в условиях научно-исследовательских химических институтов может рассматриваться, кроме того, как вредный цех.
Производство стеклодувных работ связано с пользованием открытым пламенем, поэтому при невнимательной работе всегда имеется угроза возникновения пожара, особенно, если мастерская использует бензин или керосин в качестве горючего. Ввиду возможности пожара окна и двери в стеклодувной мастерской должны открываться наружу. Должно быть предусмотрено достаточное количество огнетушителей, которые необходимо регулярно проверять. Поскольку многие горючие жидкости нельзя тушить водой- (например, бензин), в мастерской должны быть ящики с песком. Во избежание пожара обтирочный материал нужно держать подальше от пламени. Следует также сократить до минимума имеющуюся в мастерской деревянную мебель и всякого рода деревянные устройства. Для всех стеклодувов должно стать правилом: но входить в начале рабочего дня в мастерскую с пламенем или с зажженной папиросой. Перед началом работы мастерская должна быть тщательно проветрена и только после этого можно зажигать горелки. Необходимо регулярно проверять резиновые соединения горелок и газопроводов на утечку газа. То же относится к различным карбюраторным устройствам при пользовании бензином в качестве горючего средства.
Особое внимание нужно уделить вопросам вентиляции стеклодувного цеха. Совершенно ясно, что в результате работы паяльных горелок в помещении скапливается большое количество не полностью сгоревшего газа, вредного для здоровья. Кроме того, в плохо вентилируемом помещении сильно повышается температура. Воздух в мастерской должен быть чистым, но нельзя допускать сквозняков, во избежание простуды работников, а также в целях сохранения только что изготовленных и еще горячих изделий. Струи холодного воздуха, попадая на горячие изделия, могут вызвать их растрескивание и посечку стекла.
Вытяжные вентиляционные трубы рекомендуется располагать у потолка мастерской. Принятое в ряде мест устройство вентиляционных колпаков непосредственно над каждым из стеклодувных столов нецелесообразно, так как при обработке крупных изделий колпак может явиться помехой для мастера.
Мастерскую желательно организовать в помещениях, окна которых выходят на север, так как солнечные лучи очень мешают работе. Даже стеклодув с хорошим зрением плохо видит изделие в пламени, если на него падают солнечные лучи.
При работе с искусственным освещением (вечером) следует пользоваться общим для всего помещения освещением (лампы, установленные под потолком). Лишь в некоторых случаях — при тонких работах и работе с впайкой металлов — рекомендуется пользоваться местным освещением (настольные лампы).
Различные несчастные случаи могут происходить при ремонте стеклянных приборов, поступивших из лабораторий. При этом возможны отравления, если прибор был заполнен вредными веществами и не отмыт перед передачей в мастерскую. Не редки шзрывы приборов, заполненных горючими газовыми смесями,и т. п. Если для ремонта передан зартученный прибор, то его следует тщательно промыть азотной кислотой, сполоснуть водой и просушить. Если же имеются сомнения, что колба или прибор содержат газ, способный воспламениться, работу в целях предосторожности рекомендуется производить в предохранительных очках. Те же замечания следует иметь в виду при пайке установок на месте, где могут быть колбы, заполненные горючими газовыми смесями.
В мастерской должна быть аптечка с иодом, мазью от ожогов, бинтами и т. п.




А теперь анекдот.
На одном из уральских заводов стеклодув Петров выдул изумительной красоты сосуд, после чего и был доставлен в больницу. В сосуде оказался вовсе не спирт, как думал Петров, а импортный пятновыводитель.

Видео-версию этого урока можно посмотреть на моем видео-канаде на U-tube: Стеклодув.





Яндекс.Метрика