История появления города Курска.



Сегодня пятый урок из цикла «Край соловьиный». Поговорим об истории появления города Курска.
Как многие древнерусские города, Курск возник на месте славянского поселения, превращённого в крепость для защиты земель от набегов кочевников. Город, стоявший на высоком холме берега реки Тускари при впадении в неё реки Кур, по преданию, и дала ему название.
Годом рождения Курска называется 1095 год, хотя в письменных источниках есть и более ранние даты. Первое известие о нём обнаружено в "Житии Феодосия Печёрского", который одиннадцатилетним мальчиком пришёл "лето от рождества 1032 из-под Киева далече во ин град, порицаемый Курск". В этом же источнике сказано, каким был Курск в то время. Управлялся он наместниками киевского князя, в нём хорошо были развиты ремёсла и торговля. Среди ремесленников выделялись курские кузнецы, делавшие "железа тяжка" (кандалы), "железо счепито" (вериги) и различные предметы хозяйственного и военного назначения. В городе было торжище, где продавали зерно и ремесленные изделия, отсюда направлялись обозы с товарами в Киев. Упоминается Курск и в "Получении Владимира Мономаха" (события 1074 года).
Появление города Курска связано с ситуацией Киевской Руси, ее домашним и культурным развитием во 2 половине X века, политикой киевских князей по объединению восточных славян в целое правительство, потребностью борьбы с наружными неприятелями: хазарами и кочевниками-печенегами. Условия, вызвавшие надобность строительства города Курска, предпосылки выбора предоставленной территории, приблизительное время причины мегаполиса и главные периоды ситуации его становления с древних лет до конца XVI века в литературе о Курске и Курском крае исследованы мало.
В 966 г. князь Святослав Игоревич осуществил поход в бассейны речек Оки и Волги, высвободил вятичей от власти хазар, подчинил их для себя и обложил данью. В последствии убийства Святослава Игоревича в 972 г. печенегами между его детьми происходила долгая борьба за великокняжеский трон, окончившаяся в 980 г. победой князя Владимира Святославича. В годы междоусобной борьбы вятичи закончили выплачивать дань Киеву. Владимиру Святославичу довелось два раза, в 981 г. и в 982 г., выступать в походы на вятичей, чтобы подавить их противодействие и вновь вынудить выплачивать дань. Впрочем, Владимир Святославич боялся нападений со стороны вятичей. В следствии этого было принято решение укрепить дорогу в землю вятичей, проходящей через Верхнее Посеймье строительством города-крепости, который в будущем сыграл большую роль в защите Посеймской волости во время набегов печенегов из приднепровских степей. Эти исторически образовавшиеся условия в жизни Киевской страны и определили время и выбор территории для постройки города на берегу речки Тускари, при впадении в нее реки Кур. Данной территории присвоили имя — Курск на Тускари. Река Кур имеет славянское происхождение, так же как и город Курск. Славянское происхождение наименования «Кур» обосновано историческими критериями появления и становления древнерусского государства, походами дружинников, заселением Верхнего Посеймья переселенцами из Киевской и Новгородской территорий. Известно, что они при освоении новых территорий давали наименования речек и населенных пунктов, существовавших на земли Киевской и Новгородской областей. Что касается наименования «Кур», то его носит из притоков речки Ловати в Новгородской земле, а расположенное в данной территории поселение именуется Курск.
Из летописей видно, что у античных славян с начала объединения их территорий и образования древнерусского государства были развитые связи. От мегаполиса Курска вверх по Тускари, ее притоку Снове и сточному Самодуровскому озеру, расположенному между торфяных болот, проходила дорога к верховью Оки и дальше — в землю вятичей, вниз по Тускари, Сейму, Десне и Днепру к городам: Чернигову, Любечу, Киеву и иным, а ввысь по Сейму к верховьям Оскола и Северного Донца. Эти пути были популярны среди обитателей Посеймской волости и дружинников киевских князей задолго до принятия христианства в Киевской Руси.
Историк Д. Я. Самоквасов, исследуя ситуацию античных населенных пунктов и городищ на земле Курской губернии, пришел к выводу, что недоступность курганов в наиблежайшем окружении от Курска считается подтверждением такого, что в предоставленной территории не было античных славянских поселений в дохристианское время . Это выражение не согласуется с сообщением в 1639 г. курским воеводой с заявлением о способности заведения в городе изготовления селитры, так как важное сырье для этого есть. В Курске, писал он, на посаде напротив Казачьей слободы, присутствуют «курганцы мелкие на государевой десятинной пашне». Позже историки и археологи заприметили в округах Курска почти все античные славянские поселения дохристианского времени у селений Лебяжьего, Моквы, Шуклино, а еще в самом Курске: одно на правом берегу, в устье реки Кур, другое — у Кировского моста, это свидетельствует о том, что Курск появился и развивался не в пустынной территории.



В топографическом описании Курского уезда, составленном И. Ф. Башиловым в 1785 г., существует упоминание о том, что на Ратьском городище в 1650 г. «найдены в землю вросшие каменные палаты и как будто там жил 1-ый князь Изяслав Мстиславич, которому основатель в 1125.г. «дал в удел мегаполис Курск». Останки отысканных каменных зданий по указу повелителя Алексея Михайловича были «выкопаны», добытый этим методом кирпич и гранит применен при строительстве церкви в Курском Знаменском монастыре.
И. Ф. Башилов сделал возражение напротив «утверждения, что античный город Курск размещался на Ратьском городище. Данный город, сообщает он, всякий раз «был на сем пространстве, на котором нынче есть, оттого что имя ему — Курск соответствует имени речки Кур в середине мегаполиса протекающей». При обследовании городища установлено, что в его осыпи «находится Ордынский» образованный слой, который разрешает надеяться о разорении античных городских закреплений монголо-татарами. Известия о находке и разорении оригинального монумента каменного постройки на Ратьском городище находится и в описании курского наместничества.
1-ое письменное сообщение о городе Курске наличествует в «Житии Феодосия Печорского», составленном летописцем Нестором в 1094 г. со текстов келаря Киево-Печорского монастыря Феодора, которому (из рассказа мамы Феодосия было ведомо, что опекуны Феодосия в последствии его рождения переселились из мегаполиса Василева «… в ин мегаполис глаголемый Куреск, тако князю повелевшу». В каком году и при каких жизненных обстоятельствах случилось переселение, ключ не упоминает. Из Патерика и летописей ведомо, что игумен Киево-Печорского монастыря Феодосии погиб 3 мая 1074 г., при этом в Устюжском летописном своде к известию о его погибели «в лето 5582, мая 3 дня» добавлено: «Жив лет 82». Но потому что в Патерике Киево-Печорского монастыря сообщено, что в 1032 г. при пострижении в монахи Феодосии был «юным» — молоденьким 22, то последние сведения, — то, что длительность жизни Феодосия составила 82 года, невозможно считать правильными. Переселение Феодосия с опекунами в Курск случилось быстрее всего в начале XI в. В Курске Феодосии поступил в среднее учебное заведение, основатель его — курский вельможа — был обладателем сел и челяди.
В городе, находившемся под властью киевского князя, жили землевладельцы во главе с «властелином», негоцианты, ремесленники, зависимые люди — челядь. В нем были выстроены хоромы «властелина», в коих устраивались пиры для районной знати, 2 церкви, среднее учебное заведение, промысловые и торговые заведения. Курские кузнецы производили оковы, вериги. Возможно ими изготавливались на перепродажу и иные предметы, имевшие домашнее и военное предназначение. В Курске вели торговлю зерном и мололи его в ручных мельницах. Это показывает, что в начале XI в. Курск считался важным городом. В самом городе на античном городище особых археологических раскопок не выполнялось, только во время земельных дел на значимой глубине отыскано «шиферное пряслицо». Близко от краеведческого музея, на склоне горы к левому берегу реки Кур, замечен слой земли, заполненной осколками глиняной посуды XI-XII вв., на территории городского сада найдена домашняя керамика сего времени и большущий сосуд высотой 70 см, емкостью до 5 ведер, нынче экспонируемый в музее. У Кировского моста через речку Тускарь были выявлены предметы различных промыслов: черепки от глиняной посуды, шиферные пряслица, металлический шлак, части цилиндрических замков, останки цветных стеклянных браслетов и пространство мастерской, где они изготовлялись.
ВУЗ археологии АН заявил: «По имеющимся в ВУЗе сведениям на земли мегаполиса Курска находили керамику и железные изделия, относящиеся к V-XIII вв». «Отделение ситуации и ВУЗ археологии АН на основании исследования материалов свежайших археологических раскопок пришли к выводу о том, что уже во 2 половине X века Курск представляет собой аутентичный мегаполис времен Киевской Руси. Таким образом, 1000-летняя жизнь мегаполиса Курска с научной точки зрения не вызывает практически никаких сомнений».
Письменные информаторы, кое-какие археологические данные, беллетристика и изготовленные на базе их исследования исследования дают возможность прийти к выводу, что вероятнее всего населенный пункт Курск был реализован в скором времени в последствии похода 981 г. Владимира Святославича на вятичей — в пределах 982-983 гг.
В назидании Владимира Мономаха ребятам, сообщаемом летописью под 1196 г., рассказывается о Курске 60-х годов XI в.: «А се вы расскажу малыши моя, работа личный, оже ся есмь труждая, пути дея и ловы 13 лет. 1-ое к Ростову идох сквозе вятичи, в последствии мя основатель, а сам иде Курску». В 1078 г. в ходе междоусобной войны был убит Большой киевский князь Изяслав Ярославич. Киевский трон перебежал к Всеволоду Ярославичу, а Чернигов — к его отпрыску Владимиру Мономаху, который княжил в Чернигове до 1094 г., но против него выступил поддержанный половцами тмутараканский князь Олег Святославич и принудил его перебежать в Переяславское княжество. Во время этой борьбы половцы много зла причинили российской земле. Владимир Мономах, из-за борьбы с половцами, укрепил Посеймье и послал на княжение отпрыска Изяслава.
1-ое упоминание в летописях о Курском княжестве относится к 1095 г. В нем рассказывается, что Изяслав Владимирович осуществил благоприятный поход на Муром и выгнал из него посадника черниговского князя. В 1137 г. в борьбе меж внуком Владимира Мономаха Всеволодом Мстиславичем и черниговским князем Святославом Ольговичем за обладание Новгородской и Псковской территориями черниговского князя поддержал его брат — курский князь Глеб Ольгович. Он погиб в 1138 г.
В последствии погибели киевского князя Ярополка Владимировича в 1138 г. киевский трон занял Всеволод Ольгович и в 1139 г. он осуществил поход на переяславского князя Андрея Владимировича и настоятельно попросил от него перейти княжить в Курск, а Переяславль передать его брату Святославу Ольговичу. Не желая переходить в наименее важное курское княжение, князь Андрей Владимирович, посоветовавшись с дружиной, дал ответ: «Лучше умерети со дружиною своею на отчине, ежели курское княжение». В последствии началась междоусобная борьба. Князь Изяслав Мстиславич, захватив Верхнее Посеймье в ходе борьбы с черниговским князем и его союзником — половцами, послал княжить в Курске собственного отпрыска Мстислава. В последствии сего появилась опасность нападения на Курск черниговского князя Святослава Ольговича и его сторонника — суздальского князя Глеба Юрьевича. Эти условия принудили князя Мстислава Изяславича адресоваться к курянам с призывом отстоять мегаполис. Куряне сказали, что они станут вести войну «против олговичей», но «на племя Владимира, на Юрьевича не имеют все шансы поднять руку». Куряне не вожделели вести войну с потомком Владимира Мономаха — отпрыском Юрия Долгорукого.



Не получив помощи, Мстислав Изяславич покинул Курск и возвратился к собственному основателю в Киев. По пожелании курян муромский князь Глеб Юрьевич послал в Курск посадника. В 1146 и 1147 гг. Курском и городками Посеймья обладал отпрыск Юрия Долгорукого князь Иван.
В 40-50-е годы XII в. Курск — большой город и сильная прочность Посеймья. К середине XII в. усилились его домашние и культурные связи с городками Посеймья — Рыльском, Путивлем, их взаимовыручка в борьбе с половцами. Путивль в первый раз упоминается в летописи под 1146 г., Рыльск — под 1152 г. Междоусобная борьба меж Ольговичами и Мстиславичами в 1150 г. завершилась соглашением, по которому Переяславль Киевский и г. Курск отходили к брату и племяннику киевского князя Вячеслава Владимировича — Изяславу. Перемирие Ольговичей с Мстиславичами было недолговременным. В 50-х годах XII в. непрерывные междоусобные войны в южных российских княжествах причинили важный убыток Посеймью от Путивля до Курска. Во время данных войн, как и прежде, на стороне враждующих российских князей, в основном черниговских, выступали половцы. В 1170 г. большие силы половецких войск осуществили агрессивное нападение на южные российские земли, причинили большие разорения в Переяславском и Киевском княжествах. Против половцев выступили северские князья, разгромили их, взяли большое количество пленных и, преследовали их до половецких степей за р. Осколом. Создатель «Слова о полку Игореве», повествуя о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя и его сторонников на половцев, от имени князя Игоря Святославича обращается к его брату, трубчевскому и курскому князю Всеволоду Святославичу, с призывом выступить в поход напротив половцев вместе. В ответе на данный лозунг от имени князя Всеволода Святославича произнесено: «Мы сыновья Святослава, ты седлай брат собственных борзых коней», а «мои жеребцы для тебя изготовлены и давным-давно стоят у Курска оседланы. В 1223 г. монголо-татары разбили половцев в донских степях. Половецкие князья обратились к русским с пожеланием о поддержке напротив совместного неприятеля. В Киеве состоялся совет российских князей, на котором было принято решение выступить напротив татар. Дружина курского князя Олега приняла участие в сражении с татарами на р. Калке. В последствии боя на Калке ссоры и междоусобные войны между российских князей не успокоились. Принял участие в них и курский князь. Он вступил в борьбу с черниговским князем Мишей и его родственником, владимирским князем Юрием Всеволодовичем. Позднее получилось примирить враждующих князей. Во время покорения и разорения российских княжеств монголо-татарами в 1237-1241 гг. информаторы не упоминают о г. Курске. Кое-какие сведения выделяют только случайные археологические находки, выявленные близко от античного курского городища. При прокладке в мегаполисе траншеи для газопровода была выявлена старая могила глобального захоронения «курян» — мужиков, дам, ребят. Она обследована районным археологом Ю. А. Александровым-Липкингом. По его воззрению, остатки принадлежат заступникам и обитателям г. Курска, погибшим при Батыевом нашествии. Исследования и выводы о том, что Курск не был всецело истреблен полчищами Батыя, подтверждаются письменными источниками XIII в. В завоеванных ими российских княжествах формировались военно-политические организации численников, баскачеств с особенными военнослужащими подразделениями для сбора дани и пресечения сопротивления российского народа. Баскачество было в 1257 г. и в «курской» земле. В 1283-1284 гг. Курское княжество пребывало во владении непослушного Золотой Орде хана Ногая. Баскачество в Курском княжестве ханом Ногаем было отдано откупщику Ахмату, который был очень бесчеловечным и безжалостным правителем. (На юго-западе от г. Курска пребывали княжества: Рыльско-Воргольское князя Олега, Липовическое князя Святослава. Они платили дань золотоордынскому хану Телебуге.) Axмат самоуправно сделал на принадлежавшей им земли курского княжества 2 слободы и населил их русскими людьми, которые чинили зло районному общественности. Князь Олег отправился в Золотую Орду к Телебуге с претензией на откупщика Ахмата. Телебуга отдал ему пристава с приказанием исключить людей Ахмата, «а слободы те разгонити».




А теперь анекдот:
Древняя русь, на пиру у Владимира ЯСНО СОЛНЫШКО, все празднуют, гуляют, девушки танцуют перед Владимиром и вдруг одна подбегает, и спрашивает:"Владимир, я давно хотела спросить у тебя, почему тебя зовут ЯСНО СОЛНЫШКО?"
Владимир отвечает: "Вот сейчас все напьются, нагуляются, а ты останешься и будешь у меня сосать. ЯСНО, СОЛНЫШКО?»

Видео-версию этого урока можно посмотреть на моем видео-канале на U-tube: История появления города Курска.





Яндекс.Метрика